Петр Ильич Чайковский: биография, жизнь и творчество великого композитора

Петр Ильич Чайковский (1840-1893) – русский композитор, дирижер и педагог. Автор 10 опер, трех балетов, шести симфоний, большого количества романсов и инструментальных произведений. 

Содержание: 

Родители

Прапрадед композитора Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767), происходил из-под Кременчуга, служил в Миргородском полку Войска Запорожского, который занимал часть нынешней Полтавской области. Его сын Петр, родившийся на Полтавщине (дед композитора), стал Чайковским (более распространенный в то время вариант звучания украинских фамилий), когда учился в Киево-Могилянской академии.

фото семьи чайковских

На фото вся семья Чайковских в 1848 г. Петр Ильич крайний слева

Отец композитора, Илья Петрович, занимал различные посты в Департаменте горных и соляных дел, проводил геологические исследования в Новгородской губернии, преподавал в Горном корпусе.

Мать композитора, Александра Андреевна, урожденная Ассиер, внучка французского скульптора Мишеля-Виктора Асье, родилась в семье таможенного чиновника в Петербурге, играла на фортепиано и пела.

В 1833 г. она стала второй женой Ильи Петровича и родила шестеро детей, среди которых Петр был вторым. Мать занималась воспитанием детей, учила их музыке, разговаривала с ними только по-французски.

На протяжении 28 лет, до самой смерти, композитор по несколько месяцев жил и работал у своих родственников и друзей в таких имениях Украины: н. Тростянец (1864); м. Каменка, сек. Вербовка (1864-1878 гг.); пгт Низы (1871-1879 гг.); пгт Браилов, хутор Семаки (1878-1880 гг.); сек. Копылов (1889-1890 гг.).

Ранние годы

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск) Вятской губернии, был вторым из шести детей. Мальчик учился игре на фортепьяно чуть ли не со времени, с тех пор как начал ходить. Для воспитания детей была приглашена из Петербурга француженка Фанни Дюрбах, которая стала практически членом семьи. Благодаря маме и мадемуазель Дюрбах дети свободно владели французским, а Петр в юности еще и писал стихи.

Большим событием в детстве Чайковского было появление в их доме оркестрини (оркестрина — механический инструмент, передающий игру оркестра). Маленький Петя часами мог слушать музыку и потом подбирать услышанные мелодии на фортепиано или отстукивать ритм на стекле окна. Петя был ласковым и очень впечатлительным ребенком. Особенно большое впечатление производила на него музыка. Однажды после долгого слушания музыки он убежал в детскую комнату и разрыдался. «О, эта музыка, музыка... Освободите меня от нее! Она у меня вот здесь, здесь,— рыдал он, показывая на голову,— она не дает мне покоя».

Когда юноше исполнилось 14 лет, мама умерла от холеры. Парень взял на себя опеку младшими детьми.

чайковский в детстве

1859г. - Петр Чайковский окончил в Санкт-Петербурге училище правоведения, четыре года прослужил в Министерстве юстиции. В то же время совершенствовал музыкальное образование в классах Русского музыкального общества, которое с 1862г. стало Петербургской консерваторией. Композицию изучал в классе пианиста-виртуоза и известного композитора Антона Рубинштейна.

В годы пребывания в училище правоведения, Чайковский не оставлял занятий музыкой и уже в то время довольно хорошо играл на фортепиано. После окончания училища он часто импровизировал, сочинял музыку, но все это было еще в пределах любительского, салонного исполнения музыки. Молодой Чайковский вел светскую жизнь, но постепенно у него возникает недовольство жизнью, его пустым. Петра Ильича все больше привлекает музыка; он начинает заниматься ею серьезно, изучает теорию музыки. Уже в это время Чайковский проявлял чрезвычайное усердие и работоспособность. Всю свою жизнь он подчинял основной цели, содержанию своего существования — музыкальному творчеству.

1865г. - Петр Чайковский окончил консерваторию. Произведением для выпускного экзамена была кантата "Ода радости" на слова Ф. Шиллера. (Стоит вспомнить, что Чайковский был вторым, кто положил известный текст Шиллера на музыку. 1824г. это сделал Людвиг ван Бетховен, включив "Оду радости" в завершающую часть Девятой симфонии. От 1993г. «Ода...» на музыку Бетховена — гимн Евросоюза).

Московский период

1866г. П.Чайковского пригласили в Москву (по приглашению Николая Рубинштейна), преподавать в консерватории композицию, теорию музыки и гармонию.  .

Николай Рубинштейн

Петр Ильич оказался в водовороте культурной жизни «второй столицы» империи. Познакомился с Л. Толстым, А. Островским, композиторами «Могучей кучки» (А. Бородин, М. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, Ц. Кюи, М. Балакирев). Тогда же написал увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Первую симфонию.

Чрезвычайно плодотворными для композитора были 1870-е годы:

  • Оперы "Опричник» и «Кузнец Вакула» (впоследствии – «Башмачки» ("Черевички"), либретто – по повести Н.Гоголя «Ночь перед Рождеством»);

  • музыка к пьесе А. Островского «Снегурочка»;

  • балет «Лебединое озеро»;

  • Концерт для фортепьяно с оркестром №1;

  • Вторая и третья симфонии; фантазия "Франческа да Римини";

  • три струнных квартета 

Выше перечисленное лишь часть произведений, написанных Чайковским в этот вдохновенный творческий период.

1876г. Петр и его брат Модест посетили Париж. Необычайное впечатление на композитора произвела опера "Кармен" Ж. Бизе, около года триумфально шедшая на сцене Гранд Опера. По дороге домой зашли в Байройт на Вагнеровский фестиваль, где познакомились с самим Рихардом Вагнером и Ференцем Листом.

модест

Брат Петра Чайковского - Модест

Личная жизнь

В июле 1877г. Чайковский женился на студентке консерватории Антонине Милюковой. Собственно, был скорее "взят штурмом": младшая на 8 лет влюбленная засыпала композитора письмами; угрожая покончить с собой, яро добивалась встреч. Петр Ильич сдался, да уже через две недели до брака и сам был готов покончить с собой – такой невыносимой оказалась эта супружеская жизнь. В октябре Чайковский решает расстаться.

Также прекращает работу в Московской консерватории и вместе с братом Анатолием отправляется в Швейцарию. Поездка стала возможной благодаря меценатству Надежды фон Мекк.

Надежда фон Мекк - странный роман великого композитора

Надежда фон Мекк

Об этой женщине и ее роли в жизни великого композитора стоит сказать отдельно. В 16 лет дочь помещика Надежда Фроловская вышла замуж за талантливого инженера, потомка старинного немецкого дворянского рода Карла фон Мекка, который одним из первых в Российской империи проектировал и строил железные дороги. 1868г. семья фон Мекк приобрела имение магната Потоцкого в городке Браилове (ныне Винницкой области). А в 1876г. Карл фон Мекк умер. Надежда Филаретовна и ее дети (всего у фон Мекков родилось их 18, дожили до совершеннолетия 11) получили большое наследство.

И вот в 1877г. профессор Московской консерватории П. И. Чайковский получил письмо от незнакомой женщины. Она сообщала о своем намерении каждый год присылать ему 6 тысяч рублей (по тем временам средства весьма значительные!), чтобы он творил, не отвлекаясь на материальные проблемы. Между композитором и госпожой фон Мекк началась переписка. Чайковский рассказывал о своих планах, о работе над оперой «Евгений Онегин» и страданиях из-за неудачного брака.

Надежда Филаретовна всячески поддерживала композитора, и благодаря этой поддержке к нему вернулись вдохновение и душевный покой. Надежда в письмах не раз подчеркивала, что для ее духовной жизни музыка Чайковского имеет огромное значение. А он посвятил Надежде фон Мекк Четвертую симфонию, однако по ее просьбе фамилии не упомянул. "Посвящается другу", - оба знали, о ком идет речь.

За 13 лет дружбы они написали друг другу более 1100 писем. И ... не виделись ни разу — такова была воля надежды Филаретовны. Когда Чайковский гостил в имении фон Мекк, ее никогда там не было.

письма

Фрагменты писем Чайковского и Надежды фон Мекк

Конец платонического романа

Переписка оборвалась внезапно: в сентябре 1890 года Чайковский получил последнее письмо от баронессы. Ни одного упрека, ни единого намека на то, что женщина разлюбила композитора. Как-то даже буднично Надежда Филаретовна сообщила Петру Ильичу о своих материальных трудностях и отказалась и впредь поддерживать его. Это вызвало у маэстро сильную депрессию. А причина такой неожиданной развязки их нежных чувств была проста. Богатая покровительница устала искать любовь знаменитого композитора. До нее доходили слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Чайковского. Кроме того, собственные дети требовали перестать выбрасывать на ветер семейные деньги. Итак, «роман в письмах» завершился ничем.

Через три года известие о смерти композитора поразит баронессу. 6 ноября 1893-го женщина узнала, что мужчины, которому она отдала лучшие годы своей бурной жизни, больше нет на свете. Чайковского навсегда унесла эпидемия холеры. Надежда фон Мекк не пережила этой страшной для нее потери. Постоянно мучилась от бессонницы и ностальгии, а по ночам слушала божественную музыку своего «возлюбленного». Через три месяца, 26 января 1894-го, баронесса умерла в Ницце

Период путешествий

1878р., композитор завершил работу над «Евгением Онегиным» и Четвертой симфонией. Потому — на протяжении нескольких лет-много путешествовал. Убедился, что его музыку любят и поют не только в России, но и за рубежом. Сам же композитор открыл поклонникам еще одно свое призвание – дирижирование.

В 1887-88г.г. совершается первое его турне по Европе в качестве дирижера. Появляются новые друзья: Э. Григ, К. Сен-Санс, Г. Малер, А. Дворжак, Г. фон Бюлов…

1891р. Петр Чайковский дирижирует своими произведениями в США: Балтимор, Филадельфия, Нью-Йорк. Это был фантастический успех, настоящий триумф его таланта. Вернувшись, П. И. Чайковский поселился в окрестностях подмосковного города Клин. Здесь он создал балет «Щелкунчик», оперы «Пиковая дама» и «Иоланта», Пятую симфонию, увертюру «Гамлет». Это было время, когда композитор добился истинного мирового признания: в 1892г. стал академиком Парижской Академии изящных искусств, в 1893г. – почетным доктором университета в Кембридже.

В последний год жизни П. Чайковский дирижировал своими симфониями в Киеве, Одессе, Харькове. Средства за один из концертов передал в поддержку Одесского симфонического оркестра. Известно, что Петр Ильич – во времена тотального запрета на все украинское — добивался постановки «Тараса Бульбы» Лысенко на украинском языке. Сам, кроме уже упоминавшейся оперы "Черевички", щедро насыщенной колядками, веснушками, историческими, свадебными и шуточными песнями, — писал романсы на стихи Тараса Шевченко ( в переводах Л. Мея и И. Сурикова), в том числе – "Вечер" ("Садок вишневый коло хаты".)

Главной темой Первого концерта для фортепиано с оркестром песня легендарной Маруси Чурай «Ой не ходи, Грицю, та й на вечорниці», а в финале концерта раздается веснянка «Выйди, выйди, Иванку».

Почти 28 лет жизни композитора связаны с Каменцем в Черкасской области: здесь, в имении, где управителем был муж его сестры, маэстро жил и творил, любовался волшебной природой и с наслаждением вслушивался в мелодичные украинские песни.

В Украине Чайковского почитали, его музыку любили. Брат композитора Модест как-то вспоминал: «...даже в Париже громкие празднования в честь Чайковского бледнели перед проявлением народной любви к нему в Украине…»

6 ноября 1893г. Петр Ильич Чайковский – по официальной версии — умер от холеры. Однако существуют свидетельства о том, что композитор покончил с собой, приняв яд. Похоронен в Петербурге, в мемориальном парке «Некрополь мастеров искусств».

Творчество Чайковского

Творчество Чайковского очень разнообразно: он написал оперы, балеты, симфонии, увертюры, фантазии, сюиты, квартеты, концерты, фортепианные и скрипичные пьесы и тому подобное, и в каждом из этих видов музыкальных произведений он создал непревзойденные образы.

Чайковский является одним из самых любимых и известных русских композиторов украинского происхождения. Имя Чайковского известно всему миру благодаря большой доступности его музыки, благодаря тому, что он всегда говорил простым, понятным музыкальным языком, даже тогда, когда передавал самые сложные и самые глубокие мысли и чувства. Его музыка восхищает своей искренностью, теплотой и глубиной.

Эти характерные музыкальные черты Чайковский обнаруживает одинаково ярко и в инструментальных, и в вокальных произведениях. Он написал оперы:

  • «Опричник»,
  • «Черевички»,
  • «Евгений Онегин»,
  • «Орлеанская дева»,
  • «Мазепа»,
  • «Чародейка»,
  • «Пиковая дама»,
  • «Иоланта».

Кроме того, в последнее время удалось установить по рукописным партиям раннюю оперу Чайковского «Воевода» на сюжет А. Н. Островского. Партитуру этой оперы Чайковский уничтожил после первой постановки.

Несмотря на разнообразие сюжетов, для всех опер Чайковского характерно то, что героями их являются по большей части обычные люди и что в основе сюжетов лежит личная драма человека.

Лучшими и самыми популярными из опер Чайковского являются оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Обе эти оперы написаны на сюжет произведений Пушкина, его любимого поэта, который вдохновлял его на написание бессмертных произведений.

Фортепианные сочинения

Из большого количества фортепианных пьес наиболее известны сборники «Времена года» и «Детский альбом». Сборник «Времена года» состоит из 12 пьес, соответствующих двенадцати месяцам года. В них Чайковский дает характерные образы на каждый месяц, например, на март — «Песня жаворонка», на июль — «Песнь косаря», на август — «Жатва» и т. п. В этих пьесах выражена глубокая любовь Чайковского к русской природе, к русской жизни. Особенно популярны пьесы «Песня жаворонка», «Подснежник», «Баркарола», «Осенняя песня», «К троице».

Слушать цикл "Времена года":

В пьесе "На тройке" (ноябрь) проходит широкая, певучая мелодия, которая сопровождается перезвоном колокольчиков - бубенцов, которые словно постепенно удаляются.

В сборнике «Детский альбом» Чайковский подал замечательные образцы музыкальных пьес, доступных и по объему, и по содержанию для восприятия детьми даже младшего возраста.

Замечательный мультфильм, в основу которого вошли пьесы из "Детского альбома":

Часть этих пьес имеет танцевальный характер (вальс, полька, мазурка, Камаринская), часть — изобразительный характер, связанный либо с природой («Жаворонок») либо с детскими играми («болезнь и похороны куклы», «игра в лошадей»). Есть в альбоме и сказочные образы — «Нянина сказка», «Баба-яга».

Балеты

П. И. Чайковский написал три балета — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик». В этих балетах он вознес на великую высь качество и значение музыки в балетном спектакле. До него музыка в балете играла главным образом подсобную, второстепенную роль. Сочиняя музыку, удобную для танца, Чайковский сумел создать в ней определенные образы, характеры, отразить глубокое чувство и переживание действующих лиц.

Чайковский внес в свои балеты много лирики и драматизма, Музыка этих балетов настолько художественная и содержательная, что сделанные из них сюиты часто исполняются в симфонических концертах и являются любимыми произведениями самых широких народных масс.

Лебединое озеро

"Лебединое озеро" - двухактный балет П. И. Чайковского, состоит из четырех сцен или трех актов. Существует две версии балета-  авторская и Рикардо Дриго.

церковь в селе Вебровка

Церковь в селе Вебровка, где Чайковский создавал "Лебединое озеро"

В основу сюжета положены фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессу Одетте, превращенную в лебедя проклятием злого колдуна - рыцаря Ротбарта. Считается (согласно сохранившимся свидетельствам), что музыкальное произведение было создано Чайковским под влиянием увиденного в Лебедевской экономии Давыдовых (ныне Каменского района Черкасской области) озера с лебедями. Премьера балета в начальной, авторской версии состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве, однако не имела успеха. В переработанной версии балет впервые был поставлен 15 января 1895 года в Мариинском театре в СанктПетербурге, именно эта версия преимущественно ставится в современных театрах.

Щелкунчик:

Двухактный балет П. И. Чайковского по одноименной сказке Гофмана (либретто М. Петипа).
Балет написан по заказу Дирекции императорских театров. Впервые поставлен 6 (18) декабря 1892 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. По воспоминаниям брата композитора, Модеста, "успех нового произведения был большим «из 6 номеров сюиты 5 были повторены по единодушному требованию публики».

балет щелкунчик

Академик Б. Асафьев так охарактеризовал балет Чайковского:

“«Щелкунчик» — совсем другое и совершенно особое совершенное художественное явление: симфония о младенчестве. Нет, вернее, о том, когда детство на изломе. Когда уже волнуют мечты еще неизвестной юности, но еще не отошли детские привычки, детские ужасы, когда куклы — словно живые, а игра в войну - это желание видеть себя мужественным, храбрым. Когда сны порывают мысли и чувство вперед, а неосознанное — в жизнь, которая только предчувствуется. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысли — мечты героини и героя, вырываются на свежий простор - в лес, природу, навстречу ветрам, метелям, дальше-к звездам... и в розовое море надежд.”

Спящая красавица

«Спящая красавица» — балет П. Чайковского на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа
по сюжету одноименной сказки Шарля Перро; состоит из трех действий, пролога и апофеоза.
Написан в 1889, представлен публике в 1890. Задолго до П. И. Чайковского, по сюжету сказки французским композитором Фердинаном Герольдом был создан балет с таким же названием (буквально: Спящая красавица леса-La Belle au bois dormant) по либретто Эжена Скриба.

балет чайковского спящая красавица

Премьера этого балета состоялась на сцене Парижской Оперы 27 августа 1829 года в постановке балетмейстера Ж.-П. Омера с участием Марии Тальони, Лиз Нобле и др. Новая версия - П. Чайковского и М. Петипа была признана выдающейся, а сам балет занял выдающееся место среди мировых шедевров балетного искусства. Главные действующие лица балета: король Флорестан, королева, принцесса Аврора; семь фей: Сирень, Кандид (Искренность), Флер-де-Фарин (Цветущие колосья), Хлебная Крошка, Канарейка, Виоланте (Страсть) и зла Карабос; принц Дезире.

Общая характеристика творчества П. И. Чайковского и характерные особенности музыки

П. И. Чайковский является самым выдающимся и любимым русским композитором. Творчество Чайковского оказало большое влияние на все последующее развитие музыки и имеет большую популярность среди мировой общественности.

Все его творчество проникнуто любовью к жизни, к человеку, его глубоко интересует и волнует внутренний мир человека, его чувства и переживания. Для своих произведений он берет такие сюжеты, где действуют простые, живые люди. В одном из писем к Танееву он пишет: «Я всегда стремился как можно правдивее, искреннее передать музыкой то, что было в тексте. Правдивость же и искренность не есть результат умствований, а непосредственный продукт внутреннего чувства. Чтобы чувство это было живое, теплое, я всегда старался выбирать сюжеты, в коих действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как и я».

Правдиво и ярко передает Чайковский всю глубину, всю многообразие внутреннего мира человека, причем очень важно отметить характерный для него конфликт трагических, скорбящим настроений и чувств с чувствами жизнерадостными, полными глубокого оптимизма.

Музыка Чайковского глубоко лирична. Основным выразительным средством в его произведениях является богатейшая мелодика, певучая, задушевная, легко запоминающаяся.

Музыка Чайковского глубоко национальная. В ней трогательно переданы чувства людей, что окружали его, гениально изображено тогдашнюю действительность Российской империи.

Чайковский сам осознавал это и говорил: «Мне кажется, что я действительно одарен способностью правдиво, искренне и просто передавать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. И в этом смысле я реалист и коренной русский».

В огромном творческом наследии Чайковского представлены все жанры, и в каждом из них он выступает непревзойденным мастером. Это — 10 опер (среди них всемирно известные «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), С балеты (среди них «Щелкунчик»), 7 симфоний, сюиты, программные симфонические произведения (в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фантазия «Франческа да Римини», «Итальянское каприччио»), концерты, инструментальные ансамбли, хоры и прочее.

Ведущая тема творчества Чайковского - борьба человека за счастье. Глубокое обобщение сложных философских проблем сочетается в музыке композитора с искренностью, непосредственностью, с тонким проникновением в духовный мир человека. Эти качества музыки Чайковского, ее яркий мелодизм, демократизм принесли композитору еще при жизни признания не только в Российской империи, но и во многих странах мира.

Крепкие связи соединяли Чайковского с Украиной, где он часто бывал, жил, написал много своих произведений. Народное искусство Украины, ее культура, история нашли яркое отражение в его творчестве.

Всего более 30 своих произведений Чайковский написал в Украине, среди которых две симфонии (одну из них еще при его жизни назвали «Украинская»), оперы «Евгений Онегин», «Черевички», «Орлеанская дева», «Мазепа», балет «Лебединое озеро». Здесь возникли его романсы на стихи Шевченко и знаменитый Первый фортепианный концерт, в одной из мелодий которого звучит напев лирников, а в финале Концерта звучит мелодия песни «Выйди, выйди, Иванку».

Чайковский вошел в музыкальную культуру также как педагог, дирижер, музыкальный критик, как активный общественный деятель.

Интересные факты о Чайковском

Вы уже узнали много о великом композиторе. Поэтому, мы решили дополнить статью произвольной подборкой просто интересных фактов и фейков.

  • Чайковский - украинец по происхождению? Кто он по национальности?

На самом деле единственный предок Петра Ильича украинского происхождения - это его прадед по отцовской линии. Федор Афанасьевич Чайка (1695-1767) происходил из-под Кременчуга и служил в Миргородском полку. В некоторых российских источниках даже пишут, что он участвовал в битве под Полтавой на стороне московитов, но мы в этом сомневаемся - ведь на момент полтавского сражения (1709) ему было всего 14 лет. Впрочем уже невестка Федора Афанасьевича, и соответственно бабка Петра Ильича была русской, и звали ее Анастасия Посохова. Так что по-отцовской линии Чайковский-украинец на половину. По материнской линии еще интереснее - дед, Андрей Ассиер имеет французское происхождение, а бабушка - опять-таки русское, звали ее Екатерина Попова.

В итоге украинских корней Петр Ильич имел примерно 25%, русских - 50% и французских - 25%. 

  • Чайковский - основатель Киевской консерватории?

На самом деле Киевская консерватория получила статус высшего учебного заведения, то есть собственно "консерватории" в 1913 году. Петр Ильич умер 1893. То есть не дожил до этой знаменательной даты 20 лет. Конечно, он бывал в Киеве, наведывался в Киевское музыкальное училище, общался с украинскими музыкантами, но не занимал в Киеве никаких административных или преподавательских должностей. Где Петр Чайковский преподавал, так это в Москве. Но не в Киеве. Кто действительно сыграл решающую роль в том, чтобы киевское музучилище было реорганизовано в консерваторию, так это Сергей Рахманинов - именно его одобрительный отзыв оказал влияние на чиновников Императорского Русского музыкального общества, и те позволили Киеву иметь свое высшее музыкальное учебное заведение.

А имя Чайковского Киевской консерватории дали в 1940 году по случаю 100-ного юбилея Петра Ильича. Ровно через два года после награждения орденом Ленина. Конечно это не повод что-то там переименовывать, но надо понимать, что основателем Киевской консерватории Петр Ильич не был.

  • Чайковский жил на Украине

Некоторое время, эпизодически, жил. Три важнейшие точки таковы:

Впервые на Украину Чайковский приехал в возрасте 24 лет. А именно в Тростянец (Сумщина), жил он во дворце, который в то время принадлежал Голицыным.

В 1865-1878 Чайковский неоднократно приезжал в Каменку (Черкасская область), там имением управлял муж его сестры - Лев Давыдов.

И наконец в 1878-1880 заезжал в Браилов (Винничина), в одно из многочисленных имений Надежды фон Мекк. Что примечательно, сама фон Мекк предпочитала Петру Ильичу на глаза не попадаться (и он наверняка тоже так считал), поэтому всякий раз, когда Чайковский был в Браилове, хозяйки дома не было, только ее прислуга.

  • У  Чайковского был младший брат Модест.
  •  В 1865 году окончил Петербургскую консерваторию (Российская Империя, ныне Россия), получив серебряную медаль.

  •  После расставания с женой он попытался покончить жизнь самоубийством.

  • Чайковский получил почетную докторскую степень Кембриджского университета (почетную степень доктора философии)

Краткая биография Петра Чайковского

Возможно вам нужно подготовить сообщение или доклад о великом русском композиторе. Тогда вам в помощь мы приводим только основные биографические сведения о жизни Петра Ильича Чайковского

Петр Ильич Чайковский (1840-1893 гг.) родился в г. Воткинске, где отец его был управителем завода. Мать Чайковского хорошо пела, и мальчик с раннего детства любил слушать ее пение.

Чайковский 1860 году

Когда Пете пошел десятый год, его отвезли в Петербург в училище правоведения, по окончании которого он поступил на службу в Министерство юстиции. В 1862 г. Открытие консерватории в Петербурге натолкнуло Чайковского на решительный шаг: он поступил в консерваторию. Занятия у Чайковского проходили настолько успешно и так захватили его, что в 1863 г. он оставил службу и всецело отдался музыке.

Через три года после поступления в Петербургскую консерваторию Чайковский окончил ее и вскоре переехал в Москву, куда его пригласили для преподавания теоретических предметов в открывшейся там консерватории.

[П. И. Чайковский. 1863 г, С.-Петербург, фото Кулиша]

Чайковский преподавал в Московской консерватории одиннадцать лет, с некоторыми деятелями этого заведения он сдружился на всю жизнь. Ближайшим его другом был организатор и директор Московской консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн — первый исполнитель большинства произведений Чайковского: пианино — как пианист и оркестровых — как дирижер.

Педагогический труд был обузой для Чайковского, потому что отвращал его от основной цели — Писания музыки. Все-таки за этот период Чайковский написал много различных произведений: три великие симфонии, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» по сюжету Шекспира и «Франческа да Римини» по сюжету Данте, балет «Лебединое озеро», три квартета, 1-й фортепианный концерт и другие сочинения. Вершиной творчества этого периода являются два гениальных произведения, которые он начал в 1877 г.,-опера «Евгений Онегин» и 4-я симфония. Но труд над ними был прерван нервным заболеванием. Осенью этого же года брат Петра Ильича повез его за границу на лечение.

К педагогической работе Чайковский больше не возвращался и все время отдавал творческой деятельности.

До 1885 г. Чайковский находился в разъездах, нигде долго по останавливаясь. В основном его жизнь складывалась так: зиму он проводил за границей, лето-в основном в Украине в Каменке, у сестры А. И. Давыдовой, с которой его связывала глубокая любовь и дружба и семью которой он очень любил. Такой образ жизни, который позволил Чайковскому отдаться творчеству, стал возможным благодаря неожиданной материальной помощи, которую он получил от богатой меценатки Н. М. фон Мекк, которая безгранично любила музыку Чайковского. Узнав о состоянии здоровья Чайковского, она предложила ему ежегодную субсидию. Сохранившаяся переписка между ними дает богатый материал для изучения жизни и творчества композитора.

В период частых разъездов, в так называемый второй период своей деятельности, Чайковский закончил оперу «Евгений Онегин», 4-ю симфонию и написал целый ряд крупных произведений, среди которых следует отметить оперу «Мазепа» на сюжет поэмы Пушкина «Полтава», три симфонические сюиты, много фортепианных пьес и романсов.

В 1881 г. умер друг Чайковского — М. Г. Рубинштейн. Его памяти Чайковский посвятил свое единственное трио для скрипки, виолончели и фортепиано, дав заглавие ему «памяти великого артиста». Трио производит глубокое впечатление своим скорбно-драматическим содержанием.

Постепенно Чайковского начали тяготить его частые переезды, ему хотелось постоянно жить на родине, среди русских людей и родной природы. С 1885 г. Чайковский поселился в окрестностях г. Клина, вблизи Москвы, чтобы избежать шума и суеты большого города и в то же время, как он сам выражался, «быть на дороге между Москвой и Петербургом». Возможность пребывания среди природы, которую он очень любил, жизнь на селе особенно его привлекали.

[Петр Ильич Чайковский]

Популярность Чайковского в эти годы быстро растет. Музыка его и в Российской империи, и за рубежом снискала признание и большую любовь. Чайковский сам начинает исполнять свои произведения как дирижер и пользуется неизменным успехом. С 1887 г. он вновь совершает ряд концертных поездок по России и за рубежом. Последние годы жизни Чайковский провел в Клину. В доме Чайковского после его смерти был открыт музей, в котором собраны ценные материалы о жизни и творчестве великого композитора.

Огромную работу по организации музея, сбору материалов о жизни и творчестве Чайковского проделал его брат — Модест Ильич. Литературно одаренный человек, большой друг Петра Ильича, он много помогал ему в написании либретто для его опер и написал первую подробную биографию Чайковского.

Последние годы жизни Чайковского были вершиной его творчества. В этот период он создал 5-ю и 6-ю симфонии, оперы «Пиковая дама» и «Иоланта» (либретто к обеим операм написал Модест Чайковский), балеты «Спящая Красавица» и «Щелкунчик», ряд романсов и фортепианных пьес.

Последним произведением Чайковского, его «лебединой песней» было 6, «Патетическая симфония», написанная им летом 1893 г. В октябре этого же года в Петербурге в симфоническом концерте под управлением Чайковского была впервые исполнена эта симфония.

25 октября 1893 г. после внезапной непродолжительной болезни П. И. Чайковский умер.

Композитор(исполнитель)