Сильвиус Леопольд Вайс - биография (кратко)

Сильвиус Леопольд Вайс - сын выдающегося лютеніста Иоганна Якоба Вайса (1662-1754), который служил при дворах Бреслау, Рима и Дрездена. Вайс был одним из самых важных и самых продуктивных композиторов лютневой музыки в истории и одним из самых известных и наиболее технически совершенных лютеністів своего времени. 

В возрасте 20 лет Сильвиус Леопольд Вайс дебютировал как лютенист в Бреслау, где служила его семья. Вскоре он устроился на работу в Дюссельдорфский двор, на службу умного покровителя музыки курфюрста Иоганна Вильгельма. Он прослужил в Дюссельдорфе два года, и его самые ранние известные композиции из этого периода.

В течение шести лет после работы в Дюссельдорфе Вайс проживал в Риме, где его пригласила туда бывшая польская королева Мария Казимира (Доменико Скарлатти также работал там), как музыканта на службу у своего сына принца Александра Собеского. В итальянской столице он проживал во дворце Цуккари и вместе с принцем объезжал разные дворцы, изучая во время подорежей новые итальянские музичнимі стиле. Несколько лет гастролювань Европой закончились после смерти принца, лишь на короткие сроки. В Праге он встретил выдающегося богемского лютеніста графа Иоганна Антона Лозе, для которого после смерти написал мемориал Томбо.

В 1714 году Вайс недолго служил в Гессенском дворе в Касселе, а через три года в возрасте 32 лет он впервые сыграл в Дрездене. Он получил доходную должность, которая служила саксонским курфюрстам и польскому королю Августу Сильному в его знаменитом оркестре, и город должен был стать его домом на эти годы. Венский суд, жесткие католические противники протестантской Саксонии (Мартин Лютер начал протестантское движение в Саксонии), пытался выгнать Вайса из-под этого покровительства, включая попытку заманить его, предположительно, в Австрию, за крупные суммы денег.

Сильвиус Леопольд Вайс был легендарным лютнистом. Его даже сравнивали с большим клавесинистом и органистом (и лютнистом, совместителем) Иоганном Себастьяном Бахом.

Иоганна Фридриха Райхардта писал так: "Тот, кто знает, как тяжело играть гармонические модуляции и хорошие контрапункты на лютне, будет удивлен и полон недоверия, услышав от очевидцев, что Вайс, большой лютнист, бросил вызов И. С. Баху, великому клавесинисту и органисту, во время игры фантазий и фуг ".

В 1739 году Вайс пробыл в Лейпциге 4 недели. Он дружил с сыном И. С. Баха - Вильгельмом Фридеманном Бахом и посетил дом Баха. Личный секретарь Баха, Иоганн Элиас Бах, вероятно племянник великого композитора, написал: "Мы слышали очень замечательную музыку, когда мой двоюродный брат из Дрездена (В.Ф. Бах приехал на четыре недели вместе с известным лютнистом мистером Вайсом. ". Сюита Баха для скрипки и клавесина в BWV 1025, недавно определена как аранжировки одной из февральских сонат Вайса, обязана своим началом одной из этих легендарных встреч.

В возрасте 66 лет, в 1750 году, Сильвиус Леопольд Вайс умер. Он был крупнейшим лютнистом, который когда-либо жил. Вскоре после его смерти лютня выбыла из пользования, и шестиструнная гитара заменила ее во второй половине 18 века. 

Оценка Маркграфины Вильгельмины где Байройта, сестры Фредерика II Прусского и самого композитора, могла бы служить эпитафией, "(Вайс) настолько отлично играет на Лютне, что никто никогда не сравнялся с ним, и с теми, кто придет после него, останется лишь слава". Его сын Иоганн Адольф Фаустин Вайс перешел на должность саксонского придворного лютниста.

Вайс оставил около шестисот композиций для лютни, описанных как Сонаты и Партиты. Они составляют основную часть репертуара инструмента.