Александр Сергеевич Даргомыжский - биография и творчество (кратко)

На конец первой половины XIX века в русском искусстве, прежде всего в литературе утвердился критический реализм – стремление художника раскрыть в искусстве правду жизни, реальный быт, чувства и переживания обычного человека и выразить свое отношение к ним. Первым представителем этого направления в музыке стал Даргомыжский. 

Как и Глинка, Даргомыжский боролся за утверждение национально-самобытного русского искусства. Однако, в отличие от Глинки, в его творчестве появляется тема социального неравенства, более подробными и глубокими становятся индивидуальные характеристики персонажей, более сложными – конфликты, вызванные их столкновением с окружающей средой.

Главное место в творчестве Даргомыжского занимают вокальные жанры – композитор написал 4 оперы, более 100 романсов и песенвокальные ансамбли и хоры, а также несколько симфонических и камерных инструментальных произведений. Используя в своем творчестве, подобно Глинке, интонации народных напевов, Даргомыжский для воплощения образов людей, что его окружали, обращался преимущественно к современным ему городской песни и романса.

Первым из русских композиторов Даргомыжский начал вводить в произведениях мелодические и ритмические обороты, воссоздающие характерные черты человеческого языка, обогатил речитатив новыми интонациями, сделав его более индивидуализированным. „Хочу, чтобы звук прямо отражал слово. Хочу правды”, – писал композитор в одном из писем.

Краткая биография

Даргомыжский родился в Тульской губернии в имении родителей. В четыре года его перевезли в Петербург, где прошла вся жизнь композитора. В семье любили искусство, с шести лет будущий композитор учился играть на скрипке и фортепиано, а также брал уроки пения. Первые произведения Даргомыжского, которые он начал писать с одиннадцати лет (танцевальные пьесы и вариации для фортепиано, романсы) не сохранились.

Любительские занятия музыкой продолжались и после того, как в 1827 году Даргомыжский стал служить чиновником.

В 1834 году, когда его уже знали в Петербурге как прекрасного пианиста и исполнителя романсов, Даргомыжский познакомился с Глинкой. С этого времени начинается серьезная творческая деятельность Даргомыжского. По совету Глинки он, пользуясь конспектами Зигфрида Дена, изучает теорию музыки, пишет ряд романсов, в том числе на слова Пушкина („Юноша и дева”, „Я вас любил” и другие), работает над первыми крупными произведениями – романтической оперой „Эсмеральда” по роману В. Гюго „Собор Парижской богоматери” и кантатой „Торжество Вакха”.

В 1844 году, выйдя в отставку, Даргомыжский совершил первое путешествие по странам Западной Европы, в которой познакомился с их культурой. Композитор посетил Вену, несколько немецких городов, Брюссель, Париж.

Возвращением на родину весной 1845 года открывается зрелый период творчества Даргомыжского. Композитор начал работу над оперой „Русалка”, была завершена в 1855 году. Тогда же появляется ряд романсов на стихи Пушкина, Лермонтова, Кольцова, вокальные ансамбли и хоровые произведения.

 В 1853 году в Петербурге с успехом прошел авторский концерт Даргомыжского, в котором выступили знаменитые певцы В. Петров и П. Виардо.

В 1856 году состоялась премьера оперы „Русалка”, которую современник композитора, музыкальный критик и композитор А.Н. Серов назвал „чудесным явлением” в истории русского оперного творчества.

Осенью 1864 году Даргомыжский снова уехал за границу. Путешествие продолжалось до весны 1865 года. Композитор посетил Лейпциг, Варшаву, Париж и ряд других европейских городов. В Брюсселе состоялся концерт из произведений Даргомыжского, который вызвал бурный восторг бельгийских слушателей.

В последние годы жизни Даргомыжский сблизился с передовой творческой молодежью Петербурга. Его друзьями стали сотрудники сатирического журнала „Искра” В.Сек. Курочкин и П.И. Вейнберг, на тексты которых композитор создал ряд ярких вокальных произведений, а также молодые музыканты кружка, впоследствии вошедший в историю музыки как „Могучая кучка”

Даргомыжский принимал активное участие в создании Русского музыкального общества, а в 1867 году был избран председателем петербургского отделения РМО. При содействии Даргомыжского в концертах РМО исполнялись произведения молодых авторов – Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Бородина, а также Глинки и Даргомыжского.

В эти годы композитор создал три симфонические увертюры-фантазии на народные темы – „Баба-Яга”, „Украинский казачок” и „Фантазия на финские темы”, что привлекают мастерством, юмором и светлым характером. Последним произведением композитора стала экспериментальная опера „Каменный гость” на текст Пушкина, целиком основана на речитативных диалогах. Композитор не успел закончить эту работу. 

Даргомыжский умер в январе 1869 года и похоронен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество Даргомыжского

Творческое наследие композитора неравноценна. Лучшие его произведения – романсы и песни, драматические сцены из опер „Русалка” и „Каменный гость” – и сейчас интересны как для слушателей, так и для исполнителей.

Камерная вокальная музыка

В камерных вокальных произведениях, что их Даргомыжский создавал в течение всей жизни, композитор, продолжая традиции Глинки, обращался ко всем популярным на то время вокальных жанров – „русской песни”, водевильных куплетов, фантазии, баллады, элегии. Как и Глинка, Даргомыжский хорошо знал особенности певческого голоса, был прекрасным исполнителем вокальной музыки и постоянно работал с певцами, требуя от них простоты и искренности в передаче человеческих чувств. Вместе с тем наиболее значительными его произведениями стали те, в которых традиционные жанры переосмыслены и обогащены новыми художественными средствами.

Один из лучших романсов раннего периода – „Я вас любил” на слова Пушкина. Мелодия всего куплета представляет собой единую линию, что постепенно развивается, вырастая из коротких фраз. Ритмичная строение отличается свободой и выразительностью.

Многие из романсов композитора – точные и яркие музыкальные портреты. Созданию волшебного образа искренней и простосердої девушки в романсе „Шестнадцать лет” на слова Дельвига способствует явно выраженная вальсовость.

Романс 16 лет

Среди романсов зрелого периода творчества Даргомыжского привлекает внимание комедийно-бытовая сценка „Мельник”, написанная на текст Пушкина. Точными средствами композитор изобразил в лицах конфликт между простаком мельником и его находчивой женой. 

Наряду с Пушкиным, одним из самых любимых поэтов Даргомыжского, был Лермонтов. Лирический монолог „Мне грустно” – одно из лучших произведений на слова этого автора. На фоне спокойного, сосредоточенного движения аккомпанемента звучит прекрасная пластичная мелодия, насыщенная речевыми интонациями.

мне грустно

Несколько произведений в жанре „русской песни” композитор написал на слова народного поэта А.В. Кольцова („Я затеплю свечу”, „Без ума, без разума”). В этом жанре написана и песня „Лихорадушка” на слова самого Даргомыжского.

Одна из вершин вокального творчества Даргомыжского – баллада „Старый капрал” на слова французского поэта Пьера Беранже в переводе Курочкина. Это монолог и одновременно драматическая сцена. Вокальная мелодия точно передает разнообразные оттенки состояния героя, его речи. Фортепианный аккомпанемент отличается простотой и вместе с тем большой насыщенностью.

Комическая песня „Червяк”, также на слова Курочкина по стихотворению Беранже – выдающийся образец сатирического монолога-портрета. Ее выполнение требует актерской игры и внятной мімики, обозначенной в авторских ремарках.

Так же выразительная миниатюра „Титулярный советник” на слова Вейнберга. В коротком рассказе о неудачной любви мелкого чиновника к генеральской дочери точно изображены и портреты действующих лиц, и отношение автора к рассказанной истории.

Даргомыжский обогатил камерную вокальную музыку новыми жанрами. В его творчестве появились разнохарактерные монологи-портретымузыкальные сценкияркие бытовые зарисовки. Широкое использование речевых интонаций позволило композитору более полно и точно доносить до слушателя содержание поэтического текста. Эти особенности вокального творчества Даргомыжского повлияли на его последователей и развивались в собственном оперном творчестве композитора.

Опера „Русалка”

Опера „Русалка” – одно из лучших произведений Даргомыжского. Ее либретто написано самим композитором по тексту одноименной неоконченной пьесы А.С. Пушкина.

По жанру „Русалка” – лирико-психологическая бытовая драма с элементами фантастики. Это первая значительная русская опера, появившаяся после „Руслана и Людмилы” Глинки. С самого начала композитор привлекает внимание слушателей к образам отдельных участников действия, уделяя большое внимание изображению их чувств и характеров.

Опера рассказывает о трагической судьбе крестьянской девушки Наташи и ее отца (Мельника), обманутых Князем. Автор с любовью рисует портреты главных героев. Первое действие открывается арией Мельника (бас), в которой он показан в повседневной, бытовой обстановке. Композитор с юмором изображает добродушного ворчливого старика, пытается поучать дочь. Партия Мельника основана на народно-бытовых интонациях.

Русалка

Первая музыкальная характеристика Наташи (сопрано) – ее партия в терцете, в котором принимают участие также Мельник и Князь. Чтобы передать грусть девушки, ее искренние чувства, композитор обращается к выразительности городского романса.

Характеры Наташи и Мельника показаны в непрерывном развитии и изменении. По мере того, как Наташа узнает о неверности Князя, в ее характеристике появляются жестокость и ненависть к предателю. В конце оперы она превращается во властную и мстительную Русалку. Страдания изменяют и Мельника. Комедийные черты в его характере уступают место трагедии отца, потерявшего единственную дочь. В такой многогранности характеристик персонажей проявились традиции реализма.

Драматическую линию оперы оттеняют народные хоровые сцены. В некоторых из них использованы народные тексты и напевы.

Действие оперы насыщена безостановочным движением. В ней появляются сцены нового типа, основанные на речитативных диалогах, которые гибко передают разнообразные интонации человеческой речи и тончайшие оттенки переживаний. Опера „Русалка” - первая русская психологическая музыкальная драма, и сейчас привлекает внимание слушателей.

Композитор(исполнитель)

МЫ ВКОНТАКТЕ - Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки