Николай Андреевич Римский - Корсаков - биография и творчество

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков – выдающийся русский композитор, педагог и общественный деятель. В его творческом наследии пятнадцать опер, десять симфонических произведений разных жанров, камерные инструментальные и вокальные произведения, хоры. Кроме того, Римский-Корсаков написал ряд музыкально - литературных работ, среди которых автобиографический „Летопись моей музыкальной жизни” и несколько научных статей, он автор пособий „Основы оркестровки” и „Учебник гармонии” для студентов консерваторий.

Как и другие композиторы „Могучей кучки”, главной своей задачей Римский-Корсаков считал воплощение в музыке народно - патриотической темы. При этом его творчество отличается оптимизмом, верой в торжество добра и справедливости. Реалистические образы в произведениях композитора сочетаются с романтической поэтизацией русской истории и мифологии, его привлекают древние поверья, легенды и сказки. „По сути, моя тема – это сказка, былина и непременно русские”, – говорил Римский-Корсаков. Романтические черты его творчества оказались также в замечательных музыкальных пейзажах, изображении далеких и неизведанных стран – полусказочного Востока, экзотической Испании.

Римский-Корсаков, как и все прогрессивные композиторы его времени, в своем творчестве постоянно опирался на фольклор, прежде всего русский, а также других славянских народов (украинский, белорусский, польский). Большую роль в его творчестве сыграли впечатления от народной музыки Востока, а также Испании. В некоторых случаях композитор ввел в свои произведения подлинные народные мелодии, но значительно чаще, соединив особенности фольклора с мышлением музыканта-профессионала, создавал собственную музыку, воспринимается как ярко национальная.

Опираясь на нормы и традиции композиторского мастерства, Римский-Корсаков в то же время обогатил русскую музыку новыми смелыми и красочными гармониями. Важной особенностью его творчества было также виртуозное использование тембровых возможностей оркестра. Удивительно живописные и выразительные музыкальные образы, созданные композитором, стали украшением не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Краткая биография

Римский-Корсаков родился в местечке Тихвине Новгородской губернии, музыкой начал заниматься с шести лет, но, по семейной традиции, мечтал стать моряком.

В 1856 году он поступил в Морской корпус в Петербурге. Параллельно продолжались занятия музыкой.

В 1858 году его учителем стал известный пианист Федор Андреевич Канилле, под руководством которого Римский-Корсаков написал первые произведения.

В 1861 году Канилле познакомил своего талантливого ученика с Балакиревым и другими членами „Могучей кучки”. Тогда же юный композитор начал писать свою первую симфонию.

В 1862 году Римский-Корсаков, окончив Морской корпус, отправился на клипере „Алмаз” в кругосветное плавание, длившееся три года. Возможно, именно благодаря этому путешествию в дальнейшем творчестве композитора неоднократно появлялись музыкальные картины, удивительно отчетливо изображающие море.

По возвращении в 1865 году началась активная творческая деятельность композитора. Лучшие произведения этих лет – симфоническая картина „Садко” и программная симфоническая сюита „Антар” по мотивам восточной сказки. Одновременно Римский-Корсаков написал ряд романсов, работал над своей первой оперой „Псковитянка”, премьера которой с большим успехом прошла в 1873 году в Мариинском театре. В том же году женой композитора стала прекрасная пианистка, постоянная участница музыкальных вечеров Балакиревского кружка Надежда Николаевна Пургольд, преданный друг и помощник Николая Андреевича на протяжении многих лет.

С 1871 года Римский-Корсаков начал преподавать в Петербургской консерватории. Обучая студентов, он и совершенствовал свое мастерство, изучал классическую гармонию, инструментовку, полифонию. Заняв место инспектора оркестров Морского ведомства, а позже директора Бесплатной музыкальной школы, Римский-Корсаков начал выступать как дирижер. Тогда же он работал над составлением двух сборников русских народных песен. В первый из них вошло сорок песен, записанных от певца-любителя Т. И. Филиппова, другой – „Сто русских народных песен” – сочинили песни, собранные самим композитором. Итогом работы этих лет стала опера „Майская ночь” по повести Гоголя, написанная в 1878 году.

Русские композиторы второй половины XIX века неоднократно обращались к творчеству Гоголя. В повестях писателя их привлекали поэтичность, сочетание реальности и фантастики, картины природы, тонкий юмор. В опере „Майская ночь” Римский-Корсаков возрождает поэзию древних украинских обрядов. Композитор использует много украинских народных календарно-бытовых песен, а также песен-романсов. Премьера оперы состоялась в начале 1880 года в Мариинском театре. Партию Головы блестяще исполнил знаменитый певец Федор Игнатьевич Стравинский (1839-1902 гг.), что провел детство в Украине и получил образование в Нежинском лицее. Позже композитор еще раз обратился к творчеству Гоголя и украинского фольклора, написав в 1895 году оперу „Ночь перед Рождеством”. В этой опере Римский-Корсаков широко использовал украинские обрядовые календарные песни зимнего цикла – колядки и щедривки. Поэзия древних языческих обрядов, настоящие древние народные напевы звучат и в одном из самых прекрасных и вдохновенных произведений композитора – опере-сказке „Снегурочка”, написанной в 1881 году.

После смерти в 1881 году Мусоргского Римский-Корсаков много занимался редактированием его музыки, а позже готовил к изданию незаконченные произведения Бородина и Даргомыжского. Работу над произведениями умерших друзей композитор продолжал до конца жизни, совершенствуя и дополняя свои редакции.

С 1883 года Римский-Корсаков начал работать в Придворной певческой капелле, а также, сблизив с кружком Беляева, дирижировать в „русских симфонических концертах”.

В 1889 году оркестр под его управлением исполнял произведения русских композиторов на Всемирной выставке в Париже, а через год – в Брюсселе. Лучшие произведения этих лет – „Испанское каприччио” и сюита „Шехеразада” для симфонического оркестра.

В последнее десятилетие Римский-Корсаков работал преимущественно в оперном жанре. В эти годы была написана опера-былина „Садко”, лирико-психологическая опера „Царская невеста”, „Сказка о царе Салтане” по произведению Пушкина, одноактные оперы „Моцарт и Сальери” и „Кащей Бессмертный”, а также „Сказание о невидимом граде Китеж и деву Февронию” по мотивам преданий об эпохе монголо-татарского нашествия. Композитор обогащает музыкальный язык своих поздних опер сложными ладами и гармониями, усиливает роль оркестра. Работа над постановкой этих опер велась коллективом Московской частной оперы Мамонтова. Ведущие партии исполняли выдающиеся певцы Ф. И. Шаляпин, Н. И.Забела-Врубель, О. Секар-Рожанский. Большое внимание в театре уделялось художественному оформлению спектаклей, над которым работали Врубель, Васнецов, Коровин, Гончарова и другие талантливые русские художники. В поздний период творчества были также созданы лучшие романсы композитора – „Не ветер, обдувая с вершин”, цикл „У моря” и другие.

До последних дней продолжалась активная педагогическая и общественная деятельность Римского-Корсакова. Во время революционных событий 1905 года композитора, стал на сторону бастующих студентов, уволили из консерватории. Такие действия правительства в отношении лучшего российского музыканта вызвали возмущение всех передовых людей России. Дирекции консерваторию пришлось уступить и пригласить Римского-Корсакова вернуться к преподаванию.

Последним произведением композитора стала сатирическая опера-карикатура "Золотой петушок", которая беспощадно разоблачала самодержавие.

Творчество Римского - Корсакова

Творчество Римского-Корсакова, его находки в гармонии и оркестровке повлияли на младших современников композитора, многие из которых были его учениками (А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. М. Скрябин). У Римского-Корсакова совершенствовали мастерство также многие украинские композиторы-М. В. Лысенко, Г. Козаченко, Ф. Акименко, М. Д. Леонтович.

Оперное творчество

Опера была одним из основных жанров в творчестве Римского-Корсакова. Среди его пятнадцати опер, написанных преимущественно на сюжеты из русской литературы или русского народного творчества – лирические, исторические, комедийные произведения. Однако основная часть оперного наследия композитора – оперы-сказки: „Снегурочка”, „Садко”, „Сказка о царе Салтане”, „Золотой петушок”, „Кащей Бессмертный”. Две оперы Римский-Корсаков написал на украинскую тематику. Это „Майская ночь” и „Ночь перед Рождеством” по повестям Н.В. Гоголя. Музыка обеих опер довольно удачно передает украинский колорит, в ней чувствуется связь с песенным материалом Украины.

Снегурочка

Самым любимым из своих сочинений Римский-Корсаков считал оперу „Снегурочка”, написанную на сюжет пьесы А.М. Островского. Жизнь народа показано в этой опере с его прекрасных, светлых, поэтических сторон. Действие происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добрые и справедливые, уважают природу и искусство. Воспроизводя в опере древние обычаи и обряды, композитор сочетает изображение „реальных лиц” (так он называл царя Берендея, Купаву, Бобиля и Бобилиху, Мизгиря) с миром фантастики (Весна-Красна, Дед Мороз, Леший, Снегурочка). Реальные и сказочные черты соединены в образе пастушка Леля. Музыка оперы пронизана интонациями народных песен.

Опера представляет собой сопоставление картин из народной жизни, то ярких, наполненных звонкими голосами природы и людей, то спокойно-лирических. Сказочные сцены чередуются с бытовыми. Главные действующие лица наделены индивидуальными музыкальными характеристиками. Наиболее сложный в опере образ Снегурочки. Композитор показывает, как велика сила любви перерождает холодную дочь Мороза.

Первая музыкальная характеристика Снегурочки, партию которой исполняет колоратурное сопрано, данная в ее арии из Пролога. Легкая и грациозная музыка рисует прекрасный образ юной девушки, которая всем сердцем тянется к неизведанному мира людей.

В среднем разделе арии звучит нежная лирическая мелодия, в интонациях которой слышится пробуждение любви и тепла в сердце Снегурочки.

Образ юного пастушка Леля символизирует в опере чудесную силу искусства. Знаменитая песня Леля из третьего действия написанная самим композитором, но ее мелодия напоминает народные напевы.

Очень велика в опере роль хоровых и оркестровых эпизодов. Это оркестровое вступление к опере, песни и танцы птиц из Пролога, красочная обрядовая сцена „Проводы Масленицы”, свадебный обряд, сцена народного праздника в заповедном лесу. Фантастичностью гармоний и оркестровых красок отличается картина волшебных превращений заповедного леса из третьего действия. Заканчивается опера гимном языческому богу Ярилі. Хор и оркестр исполняют необычную тему в характере народных напевов.

„Заканчивая „Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, – писал Римский-Корсаков, подводя итог работы.

Садко

В опере-былине „Садко” также сочетаются реальность и фантастика. К сюжету былины о новгородском певца и гусляра, который покорил своей музыкой Морского царя и прекрасную царевну Волхову, композитор впервые обратился в 1867 году, создав симфоническую картину „Садко”. Весь музыкальный материал этого произведения Римский-Корсаков использовал в опере, написанной в 1896 году. Картины городского быта древнего Новгорода чередуются в ней с волшебным миром подводного царства. Опера рассказывает о купце, которого зовет в далекие края не мысль о прибыли, а желание увидеть мир, загадочный и манящий. Искусство Садка влияет даже на силы природы, которые он подчиняет своей воле. В этой опере, в отличие от „Снегурочки”, композитор почти не использовал подлинные народные напевы, а создавал собственные музыкальные темы, опираясь на типичные для народной музыки обороты. Лишь изредка в опере звучат древнерусские мелодии. Один из таких примеров – разудалая песня „Высота, высота”, которую поет Садко с хором, отправляясь в дальнее плавание. Основой песни послужила древняя былина „Соловей Будимирович”.

Для характеристики фантастических сцен композитор использует необычные аккорды, причудливые мелодии, необычные сочетания тембров. Самостоятельное художественное значение имеют оркестровые эпизоды оперы – вступление„Океан - море синее”), сцена превращение лебедей в девушек, сцена превращения рыбы на золото, безумный танец подводного царства.

Как отдельные концертные номера выполняются и оркестровые фрагменты из оперы „Сказка о царе Салтане”, законченное в 1900 году. Это очень популярный „Полет шмеля”, а также оркестровая пьеса „Три чуда” – очень яркие и выразительные музыкальные портреты волшебной белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебеди.

„Шехеразада”

Среди симфонических произведений Римского-Корсакова центральное место занимает сюита „Шехеразада”, написанная в 1888 году. Это одно из лучших произведений русской классической музыки, посвященных теме Востока. В нем композитор почти не использовал подлинных народных мелодий, свободно воспроизводя общий колорит восточной музыки, ее типичные интонации, особенности ритма, передавая с помощью симфонического оркестра своеобразные тембры восточных инструментов.

Основой для программы произведения стала сборник арабских сказок „Тысяча и одна ночь”, однако музыка сюиты не является иллюстрацией к ней. Четыре части произведения не связаны между собой последовательным сюжетом. Каждая из них – это законченный эпизод, что рисует картины Востока. В каждой из частей, соединяя их, появляется тема мудрой рассказчицы Шехеразады. Составляя сюиту, композитор намеревался дать каждой из частей название, но впоследствии отказался от этого замысла, предоставив волю фантазии слушателей.

Во вступлении к первой части, которую предполагалось назвать „Море.Синдбадов корабль”, звучат две контрастные музыкальные темы. Жестокого, грозного султана Шахрияра характеризует тема, которую исполняют струнные и духовые инструменты в низком регистре.

Тема юной и прекрасной Шехеразады звучит у скрипки с аккомпанементом арфы.

Первая часть написана в сонатной форме. Главная партия – это образ бескрайнего моря, созданный композитором с исключительным мастерством.

В второй части  крайние разделы трехчастной формы представляют собой вариации на печальную и задумчивую тему.

Контрастный центральный эпизод вызывает в воображении картины ожесточенной битвы.

Третья часть („Царевич и царевна”) – это прекрасная лирическая сцена. Оповідальна тема Царевича спокойная и певучая.

Изящная и женственная тема Царевны напоминает грациозный восточный танец.

В четвертой части („Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”) картина безудержного веселья, постепенно приобретая тревожного характера, переходит в сцену страшной морской бури. В конце снова звучит волшебная и грустная тема Шехеразады, а затем в нижнем регистре возникает тема Шахрияра, покорена и мягкая. Музыка постепенно стихает, словно растворяясь в воздухе.