Краткая биография Александра Скрябина

Александр Николаевич Скрябин – выдающийся русский композитор и пианист. Среди своих современников Скрябин отличается сложностью музыкального языка и содержания произведений, связанных как с классическими традициями, так и с некоторыми течениями начала ХХ века, в частности импрессионизмом; как с русской, так и с западноевропейской музыкальной культурой. Среди композиторов, которые повлияли на формирование творческой личности Скрябина – Чайковский, Шопен, Лист, Вагнер. В течение жизни композитора его взгляды на искусство и выразительные средства музыкальных произведений существенно менялись.

Будущий композитор родился в Москве, с раннего детства проявлял яркие музыкальные способности. Общее образование получил в Кадетском корпусе, одновременно посещая уроки фортепиано у известного московского преподавателя Н.С. Зверева (1833-1893 гг.) и теории музыки у Танеева. Тогда же были написаны его первые фортепьянные произведения.

В 1888 году будущий композитор поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1892 году. Его преподавателем по классу фортепиано был выдающийся музыкант В.И. Сафонов (1852-1918 гг.), а по теории и композиции – С.И. Танеев и А. Аренский. Произведения этого периода – лирико-драматические изящные фортепианные миниатюры (этюды, прелюдии, мазурки), а также три сонаты и Концерт для фортепиано с оркестром.

В 1894 году познакомился с известным меценатом и издателем М. П. Беляевым, который начал публиковать произведения Скрябина, а симфонические произведения композитора с тех пор стали звучать в программах русских симфонических концертах. В этом же году Скрябин впервые выступил с исполнением своих произведений в Петербурге, получив высокую оценку известных музыкантов, в частности Римского-Корсакова и Лядова.

В 1896 году женился на пианистке Вере Ивановне Исакович, с которой в зарубежной поездке 1897/98 лет она выступала вместе с мужем в концертных программах, играя его произведения. В том же году Скрябин начал преподавать класс фортепиано в Московской консерватории. В течение 1900-1904 годов Скрябин написал три симфонии.

У Александра Скрябина было семеро детей: Римма, Елена, Мария и Лев от первого брака с Верой Ивановной Скрябиной (Исаакович); Ариадна, Юлиан и Марина — от второго, с Татьяной Федоровной Шлецер. Из них двое — старшая дочь Римма (1898-1905) и сын Лев (1902-1910) — умерли в возрасте семи лет. На момент смерти Льва композитор уже несколько лет жил со своей второй женой в фактическом браке, а его отношения с первой семьей были окончательно испорчены-родители не встретились даже на могиле сына.

Начало 1900 - х гг.- Время полного расцвета дарования Скрябина. Он завершает 3 симфонии, создает много произведений для фортепиано, 4-ю сонату, ряд поэм (2 поэмы ор.32, "Трагическая", "Сатаническая").

В 1904 г. оставил консерваторию и уехал за границу. Около 6 лет он жил и работал в Швейцарии, Италии, Франции. В эти гг. он написал "Поэму экстаза" для оркестра и 5-ю сонату для фортепиано, ф-ные пьесы, много занимался философией. Философские размышления нашли отражение в вокально-инструментальном финале 1-й симфонии - гимн во славу искусства.

С 1898 до 1904 года Скрябин был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, а в течение следующих шести лет жил и работал за рубежом – в Швейцарии, Италии, Франции, совершил концертную поездку в Соединенные Штаты Америки. В это время были написаны такие произведения, как „Поэма экстаза” для симфонического оркестра, Пятая соната, другие фортепианные произведения. Музыкальный язык композитора, который все больше увлекается философией, становится все более сложным и своеобразным, но вместе с тем его произведения приобретают все более широкое признание.

В 1910-1914 годах композитор жил в Москве, где вокруг него сплотился круг поклонников, позже создавших Скрябинское общество.

7 апреля 1915 года у него развился карбункул верхней губы, причиной которого вероятнее всего стал стафилококк. Отсутствие эффективных методов лечения к тому времени привело в конце концов к развитию сепсиса (заражение крови) с крайне тяжелым течением. Умер от этого композитор уже 14 апреля 1915 года. Похоронили Скрябина на Новодевичьем кладбище.

С 1910 года Скрябин постоянно жил в Москве, но одновременно много выступал с концертами как в России, так и за рубежом – в Германии, Голландии, Англии. Современники вспоминают о нем как об уникальном пианисте, непревзойденном исполнителе собственных произведений.

В музыкальных произведениях последнего периода (симфоническая поэма „Прометей” („Поэма огня”) для оркестра, фортепиано и хора, поющего без слов, пять фортепианных сонат и другие) композитор стремился сложные философские идеи воплотить в системе музыкальных образов-символов. Композитор мечтал о синтезе искусств, он первый использовал в исполнении музыки цвет и свет. К партитуре „Прометея” Скрябин добавил особую нотную строку, которая предназначалась для светового инструмента, тогда еще не существующего.

Творчество:

Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряженная динамическая экспрессия, особая "полетная" и изящная лирика. В своем творчестве Скрябин преодолел идейную противоречивость, свойственную его теоретическим философским концепциям ( около 1900 г. он стал членом Московского философского общества). Произведения Скрябина, воплотившие идею экстаза, направленного к неизвестным космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства (венцом таких творений должна была стать "мистерия", в которой объединились бы все виды искусства, а также свет) отличаются в большой степени художественного обобщения, силой эмоционального действия. Скрябин - яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров, в поздних сочинениях основой гармонической организации является Д гармония (прометеевский аккорд). Он впервые ввел в симфоническую партитуру специальную партию света ( в  "Прометее"), что связано с цветным слухом.