Рихард Вагнер - биография

Вагнер – выдающийся немецкий композитор и драматург, который своей новаторской творчеством оказал огромное влияние на развитие музыкального театра 19-20 вв.

Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner) родился 22 мая 1813 в Лейпциге, он был девятым ребенком супруги Фридриха и Иоганны Розины Вагнеров. Мальчика окрестили в Томаскирхе города Лейпциг, в которой в свое время работал кантором И.Бах. Фридрих Вагнер, отец будущего композитора, который служил в полиции, умер через пять месяцев, и в следующем году мать Рихарда Иоганна снова вышла замуж – за художника и актера Людвига Гайера, который заменил мальчику отца.

В 4 года Рихард поступил в школу королевского вице-придворного кантора Карла Фридриха Шмидта.

В 1821 году отчим Вагнера внезапно умирает, и семья снова возвращается в Дрезден, где Рихард под фамилией Гайер становится учеником Кройц-школы. Здесь (мальчику всего 15 лет) Вагнер впервые услышал Бетховена – потрясающее впечатление на него произвела музыка к «Эгмонту». Рихард начинает пробовать свои силы в композиции. В течение шести месяцев он берет уроки у Теодора Вейнлига, кантора Томаскирхе.

В 1827 году семья вновь вернулась в Лейпциг, где Рихард вступает в Николайшуле и снова начинает носить фамилию Вагнер. Он берет уроки гармонии у Кристиана Готлиба Мюллера.

В 1828-1832 годах он написал несколько сонат для фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию, музыку к «Фаусту» Гете (семь пьес). В это время Рихард увлекается античной Грецией, переводит песни «Одиссеи», пишет эпическую поэму «Битва на Парнасе» и всерьез собирается стать писателем.

В феврале 1831 года Вагнер поступает в Лейпцигский университет.

10 января 1833 года состоялось публичное исполнение Симфонии до-мажор Вагнера в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус.

Спустя месяц благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта) Вагнер получает должность репетитора (хормейстера) в оперном театре Вюрцбурга. В лейпцигской «Газете элегантного света» он публикует статью «Немецкая опера» и приступает к написанию оперы “Феи” (на сюжет К.Гоцци), первой работе композитора в данном жанре.

В 1834 году он занимает должность дирижера в Магдебургском театре, и знакомится с актрисой Минной Планер, в которую влюбляется (через два года они поженятся).

Не добившись больших успехов в Магдебурге, молодой композитор едет в Кенигсберге, а затем поселяется в Риге (1837-1839 годы). В это время появляются его первые оперы – «Феи» и «Запрет любви, или Послушница из Палермо» (по комедии Шекспира), они были довольно слабыми и не приобрели популярность. 

Третья его опера “Риенци” (1838-1840 годы, написанная на сюжет популярного в те годы романа Е.Булвер-Литтона) принесла Вагнеру признание – триумфальная премьера оперы состоялась 20 октября 1842 года в Дрездене, куда он был приглашен на должность капельмейстера в прославленный оперный театр столицы Саксонии.

Но перед тем, преследуемый кредиторами, Рихард Вагнер вынужден был бежать через Норвегию и Лондон в Париж, где композитор с женой прожил два с половиной года в нужде.

Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы “Летучий голландец”. В 1840 году Вагнер пишет текст драмы, а в 1841 году завершает написание музыки. Премьера «Летучего Голландца» состоялась в Дрездене в 1843 году под руководством автора и приносит ему успех.

История для «Летучего голландца» взята из народной легенды: корабли, которым суждено понести катастрофы или уже пострадавшие от нее, говорят, появляются в виде теней или призраков в том месте, где произошло или должно произойти катастрофа.

Рихард Вагнер создает новую форму искусства, музыкальную драму – как он сам ее называет. В ней он раскрывает свои идеи о судьбе человека в символической форме. Он был не только музыкантом, талант которого неоспорим, но и драматургом, эстетом и мыслителем. Цель всей поэзии вообще и драмы в особенности – изображать внутреннего человека, его чувства, эмоции и вызвать соответствующие эмоции в душе зрителя. Вагнер считал, что музыка является адекватным и непосредственным выражением эмоции, которое не может найти слово. Поэзия исходит от сердца, и посредством ума и воображения говорит сердцу. Музыка же исходит от сердца и говорит непосредственно сердцу, не имея другого посредника, кроме слуха. По мнению Вагнера, каждое из этих искусств находит, одно в другом, свое естественное дополнение.

В то время, когда шли репетиции «Летучего голландца», Вагнер уже сочинял «Тангейзера». В разработке либретто к «Тангейзера» Вагнер вновь обращается к народным легендам. Рыцарь Тангейзер захотел познать сладость любви и пошел в гору Венеры, где год делил с богиней любви. И сытость, угрызения совести и страх погубить свою душу завладели им. Он прощается с Венерой, отрекается от своей проклятой любви и, призывая на помощь Деву Марию, покидает гору с сердцем, полным скорби и раскаяния. Музыка оперы отличается ярким чувственным колоритом. В ней много театральных контрастов. Стремясь правдивее изобразить историческую обстановку, Вагнер много внимания уделяет зрелищным эффектам. «Тангейзер» сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера. Весной 1845 года он завершает написание оперы, а осенью того же года в Дрездене под его управлением состоялась ее премьера.

Следующим творческим достижением этого периода становится опера «Лоэнгрин». Текст либретто был написан в 1845 году, а работа над музыкой велась в 1840-1848 годах. В «Лоэнгрине» Вагнер объединил сюжеты и образы разных народных легенд, подчеркнув в них то, что он считал близким современности. Музыка оперы очень поэтическая. «Лоэнгрин» – самое светлое, найпіднесеніше и найпоетичніше, что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста. Запланированная в Дрездене в 1848 году постановка была отложена из-за революционных событий – премьера состоялась в 1850 году в Веймаре под управлением Листа.

В 1849 году нарушения королем Саксонии законодательства привело к восстанию в Дрездене, которое было подавлено прусскими войсками. Вагнер принял участие в разработке листовок, которые призывали к солидарности с восставшими. Композитору удалось избежать ареста, уехав в Швейцарию. Вплоть до 1861 года Вагнер был вынужден жить в эмиграции.

В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды – “Искусство и революция” (Die Kunst und die Revolution), “Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему), “Опера и драма” (Oper und Drama), а также памфлет “Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik, здесь Вагнер раскритиковал Мендельсона и Мейербера, поэтов Гейне и Берне).

До 1858 года он оставался в Цюрихе, а затем жил в Венеции, Люцерне, Вене, Париже, Бібрісі, Берлине. В Цюрихе Вагнер дирижировал музыкой Бетховена и собственными произведениями.

Отдельной книгой с вступительной статьей Вагнера выходят в свет либретто к операм «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин».

Несмотря на все эти испытания, Вагнер не был сломлен. Он ставит перед собой высокие цели, жизненные невзгоды не могли его отвлечь от их осуществления. Он увлеченно работает над своей будущей знаменитой тетралогією.

Основу “Кольца Нибелунгов” – грандиозного творения, которое в полном объеме занимает 4 театральных вечера подряд, составили сказания и легенды языческой древности – германская «Песнь о нибелунгах», скандинавские саги, входящие в Старшую и Младшую Эдду. Содержание тетралогии, включающей музыкальные драмы «Золото Рейна» (1854), «Валькирия» (1856), «Зигфрид» (1871) и «Гибель богов» (1874), весьма многоплановый – в операх действуют многочисленные персонажи, которые вступают друг с другом в сложные отношения, порой даже в жестокую, непримиримую борьбу.

Грандиозный замысел Вагнера потребовал совершенно новых, ранее неслыханных средств воплощения, новой оперной реформы. Композитор почти полностью отказался от привычной номерной структуры – от законченных арий, хоров, ансамблей. Зато зазвучали протяженные монологи и диалоги действующих лиц, развернутые в бесконечную мелодию. Широкая напевность слилась в них с декламационностью в вокальных партиях нового типа, в которых непостижимо объединились певучая кантилена и броская речевая речитативность.

Главное свойство вагнеровской оперной реформы связано с особой ролью оркестра. Он не ограничивается лишь поддержкой вокальной мелодии, но ведет свою собственную линию, порой даже выступая на передний план. Более того, оркестр становится носителем смысла действия – именно в нем чаще всего звучат основные музыкальные темы – лейтмотивы, которые становятся символами персонажей, ситуаций, и даже отвлеченных идей. Лейтмотивы плавно переходят друг в друга, соединяются в одновременном звучании, постоянно видоизменяются, но каждый раз узнаются слушателем. В большем масштабе вагнеровские музыкальные драмы разделяются на развернутые, относительно законченные сцены, где возникают широкие волны эмоциональных подъемов и спадов, нарастаний напряжения и его разрядки.

В 1857-1859 Вагнер прерывает работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. При написании “Тристана и Изольды” Вагнер знакомится с композитором и дирижером Г. фон Бюловым, женатом на дочери Ф.Листа – Козиме (в будущем ставшей женой Вагнера).

В сентябре 1859 года Вагнер снова едет в Париж. Он делает еще одну попытку покорения французской столицы – и опять потерпел неудачу. Три его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой.

В 1862-1863 годах Вагнер совершает ряд концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступает в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ.

В мае 1864 года жизнь Вагнера круто меняется – восемнадцатилетний баварский король Людвиг II, вступивший на престол, приглашает его в Мюнхен, столицу Баварии, оказав щедрую материальную поддержку. Вагнер получил официальный заказ от короля на окончание «Кольца Нибелунгов».

Находясь в Трибшене (что в Швейцарии) с 1866 по 1872 год, куда он убегает вместе со своей возлюбленной – Козимою Бюловой, он завершает свою очередную оперу – “Нюрнбергские Майстерзингеры” (1867 год).

В Байройте, на севере Баварии, в 1872 году состоялась закладка здания нового театра – «Фестшпильгауса». По этому поводу в торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена – это было его последнее публичное выступление в качестве дирижера.

Театр был специально построен для постановки его тетралогии. Это был необычный театр для тех времен – зрительный зал на 2000 мест, ряды которого подобно греческого амфитеатра поднимались вверх, традиционных ярусов и лож не было. Вагнеру принадлежит изобретение оркестровой ямы, а также именно он предложил выключать освещение в концертном зале во время исполнения. Премьера тетралогии состоялась в августе 1876 года.

Поздний период философских исканий Вагнера нашел выражение в таких литературных произведениях, как “есть Ли у нас надежда?” (Wollen wir hoffen, 1879 год), “Религия и искусство (Religion und Kunst, 1889 год), “Героизм и христианство (Heldentum und Christentum, 1881), а главным образом в опере “Парсифаль”.

«Парсифаль» стал венцом творений Вагнера. В этом произведении он дал окончательное выражение своим высшим религиозным и моральным концепциям. В 1877 году Вагнер создает либретто оперы. Композитор посвящает работе над «Парсифалем» свои последние пять лет жизни. В июле 1881 года проходит премьера «Парсифаля» в Байройте, на которой присутствуют Брукнер, Лист, Малер, Сен-Санс. Эта последняя опера Вагнера в соответствии с королевского указом могла исполняться только в Байройте, и такое положение сохранялось до декабря 1903 года, когда “Парсифаль” был поставлен в нью-йоркской «Метрополитен-опера».

13 февраля 1883 года после сердечного приступа Вагнер умер, а 18 февраля был похоронен в саду дома Ванфрид.

Композитор(исполнитель)