Модест Мусоргский - биография и творчество

Модест Мусоргский (1839-1881) писал в автобиографическом очерке, что он не принадлежит ни к одной из существующих музыкальных групп ни по характеру своих произведений, ни по своим музыкальным воззрениям (Орлова, 1983). 

Модест Петрович Мусоргский – русский композитор, родился 21 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии, в имении своего отца.

Детство и учеба

Мусоргский родился в селе Карево (Псковская губерния) 9 марта 1839 г. в небогатой дворянской семье (Орлова, 1983). По законам тогдашней царской России на Мусоргского как второго сына землевладельца (в семье было четверо детей, но два старших сына умерли еще в детстве) ожидала военная карьера. Поэтому он учился в Школе гвардейских подпрапорщиков с 1852 до 1856 г. и в 1856 г. начал военную службу в Преображенском гвардейском полку как офицер. Однако, стремясь воплотить в жизнь свои музыкальные амбиции, он ушел в отставку 1 мая 1858 г. и полностью посвятить себя творчеству.

Из автобиографического очерка Мусоргского понятно, что еще в 7 лет он играл небольшие сочинения Листа, а уже в 9 лет выполнял большой концерт Фильда перед почтенной публикой в доме своих родителей. В 13 лет будущий композитор создал пьесу для фортепиано, которая была издана на средства отца.

До 10 лет Модест вместе со старшим братом Филаретом учились дома. Детство, проведенное в российской глубинке, в значительной степени повлияло на дальнейшее творчество будущего композитора.

Нестабильная жизнь

Знакомство с Балакиревым оказалось решающим для музыкального будущего Мусоргского. За несколько лет он присоединился к группе композиторов, в которую входили также Стасов, Балакирев, военный врач А. Бородин, армейский инженер Ц. Кюи и гардемарин М. Римский-Корсаков (все 5 музыкантов-любителей, которые создали содружество «Мощнейшая кучка», стали знаменитыми композиторами, их наставником был искусствовед В. Стасов). Мусоргский вспоминает, что уроки Балакирева охватывали всю историю музыки благодаря строгому систематическому анализу, к тому же на уроках практиковалось одновременное выполнение на 2 фортепиано музыкальных произведений в хронологической последовательности, начиная с фундаментальных работ европейских композиторов.

После отставки Мусоргский страдал от нервного заболевания, его состояние улучшилось в результате лечения на курорте с минеральными водами. Но летом 1859 г. он был подавлен ужасной болезнью, для него в это время были характерны даже циничные мысли о Боге. Он никогда не женился, у него не было собственной семьи, и у него не было постоянного места жительства большую часть своей жизни. Его брат Филарет сообщает: «в Течение 1858-1863 гг. он жил с разными членами семьи, пока в 1862 г. не стал жить с матерью и со мной (отец умер в 1853 г.), в 1862 и 1863 гг. — со мной и моей женой (Мусоргский, 1991).

Царский декрет 1861 г. освободил крепостных крестьян, это привело к значительным финансовым трудностям в семье Мусоргских.

Поэтому в конце 1863 г. Модесту пришлось поступить на службу:

  •     
  • в 1868 г. он работал чиновником в инженерном департаменте,
  •     
  • в 1869-1879 гг. — в департаменте лесоводства,
  •     
  • а в 1880-1881 гг. — в департаменте государственного контроля.

В 1863 г. Мусоргский сблизился с передовой студенческой молодежью, которая увлекалась идеями Чернышевского, и некоторое время жил в коммуне с пятью товарищами.

После смерти матери в 1865 г. он сильно заболел, страдая от белой горячки, как отмечал его брат Филарет, добавляя, что его «жена заставила Модеста оставить коммуну и переехать к нам домой (сначала против его воли)», где он остался до конца 1868 г. (Мусоргский, 1991).

В январе 1869 г. Модест Мусоргский возобновил свою чиновничью деятельность в Санкт-Петербурге — теперь уже в департаменте лесничества.

С осени до мая 1868 1871 г. он, воспользовавшись гостеприимным приглашением семьи Опощининых, живет в их доме, где начинает писать оперу «Борис Годунов», в основе которой лежит пьеса А. Пушкина.

Однако в феврале 1871 г. первый вариант этой оперы дирекция Мариинского театра отказалась принять.

С сентября 1871 по июнь 1872 г. Мусоргский работает над второй редакцией произведения, совершенно неповторимой, от которой тоже отказались.

В конце концов переработанный вариант второй редакции оперы был поставлен на сцене Мариинского театра в феврале 1874 г. А в 1896 г. М. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию произведения.

Живя только в Санкт-Петербурге с середины 1872 до конца 1874 г., Мусоргский с 1872 г. побудил Стасова к сложной разработки новой оперы «Хованщина».

С лета 1874 г. композитор начал новый проект — комическую оперу «Сорочинская ярмарка», в основу которой легла повесть Н. Гоголя.

В 1875 г. он нанимал помещение вместе с графом А. Голенищевым-Кутузовым, чьи поэмы Мусоргский уже положил на музыку, создав вокальный цикл «без солнца» (1874) (Голенищев-Кутузов, 1991).

К сожалению, частые ночные посещения Мусоргских трактиров Санкт-Петербурга (особенно «Малого ярославца») начали выходить за пределы дозволенного. Его образ жизни стал довольно аморальным.

В марте 1878 г. смерть его друга — баса Осипа Петрова вызвала длительный запой  (Эмерсон, 1999). А. Майков, как-то посетив Мусоргского, был удивлен: в 2 часа пополудни тот в вечернем наряде спал в мягком кресле. На столе стояло несколько бутылок. Ничего другого в комнате не было (Орлова, 1983). Об. Лавров отмечает некоторую бессвязность и красное лицо и сероватый нос, что, на первый взгляд, указывали на типичного алкоголика. Его лицо всегда было немного отечным (Орлова, 1983).

Летом 1878 г. Мусоргский был взят под опеку известной певицей Дарьей Леоновой, с которой он совершил концертный тур (июнь — октябрь 1879 г.) Южной Россией, кроме того, в ее школе музыки в Санкт-Петербурге он впоследствии работал как пианист-аккомпаниатор.

1 января 1880 г. Мусоргский был уволен из департамента государственного контроля. Это побудило Стасова обратиться за помощью к Балакирева, поскольку «он (Мусоргский) разваливается; с 1 января он без работы и без средств к существованию! Теперь он начнет пить еще больше!"(Орлова, 1983). Тогда друзья решили поддержать композитора материально при условии, что он завершит работу над «Хованщиной» и «Сорочинской ярмаркой».

Творчество и потеря творческого потенциала

Стасов поделил творческую деятельность Мусоргского на 3 периода: «период музыкального исследования, период полного расцвета музыкальной индивидуальности и творческой независимости и период угасания и ослабления» (Тарушкин, 1993).

В течение первого периода (1852-1864) Мусоргский написал произведения для фортепиано, песни, часть музыки для «Эдипа в Афинах» и некоторые части для неоконченной оперы «Саламбо» по одноименному роману Флобера. Его самые известные работы — симфоническая поэма для оркестра «Ночь на Лысой горе», опера «Борис Годунов», фортепианный цикл «Картинки с выставки» и 3 вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и цикл «Песни и пляски смерти» — относятся ко второму периоду (1865-1875). Сложная работа над 2 незаконченными операми («Хованщина», начата в 1872 г., и «Сорочинская ярмарка») характеризует последний период его жизни (1875-1880).

А. Голенищев-Кутузов, напротив, называл «декадентский» (по словам Стасова) этап творчества Мусоргского началом нового и плодотворного периода творческого потенциала (Голенищев-Кутузов, 1991). Он обращает внимание на эстетические изменения в последних работах Мусоргского, подчеркивая возрастающую важность "красивых звуков «по сравнению с "реализмом" предыдущего периода". "Хованщина" существенно отличается от музыкальной народной драмы, которую имел в виду Стасов, когда предлагал написать ее Мусоргскому в 1872 г.

Однако Р. Тарушкин утверждает, что на взгляды Стасова и Голенищева-Кутузова могли повлиять события соответствующих периодов жизни композитора, имевшие решающее для него значение (Тарушкин, 1993). Кроме того, ни Стасов, ни Голенищев-Кутузов не были музыкантами, поэтому они и не могут считаться компетентными судьями творчества Мусоргского.

Музыкальный редактор и композитор В. Каратыгин также заявляет, что в 1875 г. является хронологической границей развитию таланта Мусоргского, а потом начался упадок, особенно выраженный в количестве произведений». Мусоргский пишет медленнее, с меньшим воодушевлением, более простыми знаками, хотя вспышки гениальности все еще случаются, вплоть до развития его болезни» (Каратыгин, 1995).

Действительно, увлеченный написанием "Хованщины", Мусоргский безостановочно добавлял новые части и отказался от уже сочиненной музыки, но он, несомненно, испытывал недостаточность ловкости и концентрации, чтобы объединить уже созданное в одно целое.

  •     
  • 1-й акт «Хованщини» был закончен в черновом варианте летом 1875 г.;
  •     
  • работа над последним актом, начата в 1880 г., осталась незавершенной.
  •     
  • В остальных 3 актах также очень многое недоделано.

Есть значительное количество лишнего материала, над которым нужно работать или выбросить. В конце концов рукопись Мусоргского состоит из вокальной партитуры для фортепиано, но за исключением некоторых частей музыка не оркестрована (Ламм, 1995). Итак, чтобы исполнить "Хованщину" на сцене, музыку нужно было закончить, переписать и оркестровать, что и сделал М. Римский-Корсаков в 1883 г. М. Равель и И. Стравинский осуществили новую оркестровку в 1913 г., а позже-Б. Асафьев в 1931 г. и Д. Шостакович в 1959 г.

Те же проблемы были и с оперой «Сорочинская ярмарка», работу над которой Мусоргский начал в 1875 г. Составлена только половина этой оперы в 3 действиях, и в существующих материалах (сцена торгов, песня Хиври, сцена с Хиврей и Афанасием Ивановичем, гопак и т.д) много пропущенных мест (Каратыгин, 1995). Работа была завершена в 1916 г. Ц. Кюи, который внес много собственных дополнений, а позже над оперой работали М. Черепнин (1923) и В. Шебалин (1931 г.).

В конце 1870 г. Мусоргский собирался написать еще одну оперу «Пугачевщина» на основе «Капитанской дочки» А. Пушкина, но это намерение он не реализовал.

Драматическая смерть

Дарья Леонова вспоминает, что 11 февраля 1881 г. Мусоргский внезапно ворвался в ее квартиру в нервозном, раздраженном состоянии и сказал, что ему некуда пойти, у него вообще нет никаких средств и он не знает, как решить все эти проблемы (Орлова, 1983). Леонова впустила его, чтобы он успокоился, и они поехали на вечер к генералу Соканскому, чья дочь училась в классе Леоновой. Мусоргский аккомпанировал ей на фортепиано, но после пения потерял сознание: «Казалось, у него был инсульт, но когда его хотели вынести, он очнулся и встал на ноги». Вернувшись в квартиру Леоновой, он умолял разрешения остаться (Орлова, 1983). Конечно, Леонова согласилась, и он спал всю ночь на стуле.

Утром Мусоргский сказал, что чувствует себя прекрасно. С этими словами он повернул к выходу и вдруг потерял сознание, упав на пол. Вечером было еще 2 приступа (Орлова, 1983). Друзья Мусоргского, которым Леонова сообщила о состоянии композитора, умоляли врача Л. Бертенсона осмотреть больного в больнице, апеллируя к его увлечение творчеством музыкантов и писателей.

Бертенсон был младшим врачом в 2 больницах, в частности в Николаевской военной больнице для солдат и офицеров. Однако ее старший врач был согласен на госпитализацию Мусоргского при условии, что зарегистрируют в качестве вольнонаемного гражданского служащего Бертенсона (Бертенсон, 1991). В 1922 г. Бертенсон утверждал, что этого пациента разместили в самой тихой и наиболее изолированной части больницы — в просторной солнечной комнате с высоким потолком, со всеми необходимыми вещами; больного лечили как нельзя лучше.

В письме Балакирева от 15 февраля 1881 г. (за 3 дня после выписки Мусоргского из больницы) Стасов сообщает: «Врачи говорят, что у него не было инсульта, но появились признаки эпилепсии. Он смотрит так, будто ничего не произошло, сейчас он всех узнает, но утверждает, что знает дьявола, говорит чушь и рассказывает многочисленные фантастические истории. Они также говорят, что у него есть признаки безумия» (Орлова, 1983). В своих мемуарах Римский-Корсаков вспоминает: «Счастлив от нашего визита, он иногда говорил с нами вполне нормально; но вдруг у него возникали безумные грезы» (Орлова, 1983).

Однако время от времени наблюдалось существенное улучшение состояния композитора. В марте Репин написал портрет Мусоргского и позже вспоминал, что тот «жил по строгим «режимом трезвости» и был здоровым» (Орлова, 1983).

К сожалению, состояние Мусоргского ухудшилось внезапно, по словам Иванова, «из-за его собственного большого безрассудства» (Иванов, 1991). Иванов не конкретизирует, с чем связано это безрассудство, но в дневнике Тюменева (запись от 17 марта 1881 г.) указано, что случилось: «его брат приехал и привез деньги (по случаю Дня рождения Мусоргского, что ошибочно отмечали 16 марта). Хотя охране было строго запрещено передавать алкоголь, Мусоргский, доведенный болезнью до отчаяния, предложил охраннику 25 рублей, то соблазнился, взял деньги и принес спиртные напитки. За эти деньги пациент купил себе преждевременную смерть». Иванов сообщает, что " улучшение состояния было невозможным. Его руки и ноги были парализованы... Паралич постепенно перешел и на органы дыхания... Однако до последней минуты он был адекватным» (Орлова, 1983). Мусоргский умер 16 (28) марта 1881 г. в 5 часов утра.

Творчество Мусоргского (кратко)

Знакомство с другими талантливыми композиторами Бородиным, Даргомыжским, Балакиревым, Римским-Корсаковым определило дальнейшее направление развития таланта Мусоргского. Он входит в известную группу музыкантов под названием «Могучая кучка».

Написав уже немало прекрасных романсов и инструментальных произведений, композитор взялся за большие формы. Он начал писать музыку к трагедии Эдипа "Софокл", однако не закончил. Дальше он взялся за оперу по роману Флобера «Саламбо», после чего экспериментировал над «Женитьбой» Гоголя. Но тоже не смог закончить эти произведения.

Единственной доведенной до конца оперой стал «Борис Годунов». Мусоргский завершил ее в 1870 лет. Однако премьера эпического творения после многочисленных правок и сокращений произошла лишь в 1874 году на сцене Мариинского театра.

Далее композитор работал над не менее эпической оперой «Хованщина» и параллельно писал комическую оперу «Сорочинская ярмарка» по сюжету Гоголя. Мусоргскому очень близкими были народное творчество, русская народная песенность.

Вместе с М. Балакиревым, А. Бородиным, М. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи входил в состав Содружества русских композиторов, известного под названием "Могучая кучка". 

Автор опер, симфоний, камерно-вокальной (хоры, романсы) и инструментальной музыки. Центральное место в творчестве М. занимал оперный жанр – "Борис Годунов" (по трагедии А. Пушкина, 1868-69, 2-я редакция – 1872), "Хованщина" (на исторический сюжет, предложенный композитору В. Стасовым, либретто собственно, 1872-80, не завершена, закончил М. Римский-Корсаков, 1883).

К другим самых ярких достижений относится фортепианный цикл "Картинки с выставки", отдельные камерно-вокальные произведения (на собственные тексты и М. Некрасова) и циклы романсов, в частности на стихи А. Голенищева-Кутузова ("Песни и пляски смерти").

Новаторские находки Мусоргского в области музыкальной драматургии оперных произведений, интонационности и формообразования в области вокальных и инструментальных композиций повлияли на творчество его младших современников (К.-А. Дебюсси, Ж.-М. Равель и др.) и стали предвестниками многих открытий музыки 20 в. (Самые яркие последователи – Б. Лятошинский, И. Стравинский, С. Прокофьев, Д. Шостакович, л. Яначек, О.-Е. Мессиан.

Продолжая традиции русской классики, Мусоргский активно разрабатывал принципиальные подходы к работе с музыкальным фольклором во всех областях своего творчества, видя в песенности важнейший элемент национальног мировоззрения.

1858 впервые обратился к наследию М.Гоголя, создав программу оперы в 3-х действиях "Ночь на Иванов день" по мотивам "Вечера накануне Ивана Купала".

1868 г. начал работу над "Свадьбой " – новаторским произведением в жанре декламационной оперы, где он пытался воспроизвести гибкость разговорной речи. Поиски Мусоргского в сфере музыкального осмысления речевой интонации продолжались во время написания лирико -комедийной оперы "Сорочинская ярмарка" (по одноименной повести Н.Гоголя; начало работы – 1874; завершена Ц. Кюи, 1916), где композитор использовал украинские народные мелодии, а также стихотворение Т. Шевченко "Утоптала тропу" (песня Хиври). Гоголевские сюжеты послужили импульсом для написания в 1860-80-х гг. симфонической картины "Иванова ночь на Лысой горе" (1867; известна в редакции Н. Римского-Корсакова), симфонического интермеццо с хором и танцами "сонное видение парня" (из оперы "Сорочинская ярмарка"; сохранился клавир).

1866 на тексты фрагментов из поэмы Т. Шевченко "Гайдамаки "Мусоргский написал песни "Гопак" (в жанре драматического монолога) и "На Днепре" ("Песня Яремы"; героико-эпическая дума, в вокальной партии которой использовал мелодию песни "Ой горе той чайке").

Композитор(исполнитель)