Людвиг ван Бетховен - биография и творчество

Людвиг ван Бетховен - немецкий композитор, пианист и дирижер. Является представителем венской классической школы. Величайший симфонист начала XIX века.

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в 1770 г. Уже в раннем детстве Бетховен проявил незаурядные музыкальные способности. Это позволило ему участвовать в многочисленных публичных концертах, где проявился его редкий дар импровизатора.Вторую часть своей жизни он жил в Вене, который в то время был мировой культурной столицей, с которой также были связаны имена Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.

Сын придворного певца, внук капельмейстера боннской придворной капеллы (фламандца по происхождению). В детстве овладел игрой на органе, клавесине, скрипке, альте, флейте.

Композитор и теоретик К.-Г. Нефе (1748-1798; Германия) научил его основам композиторского и исполнительского мастерства и воспитал в традициях немецкого просвещения.

В 1789 Бетховен слушал лекции по философии в Боннском университете.

С 1792 жил в г. Вене, совершенствовал мастерство в И. Гайдна, Й.-Г. Альбрехтсбергера (1736-1909; Австрия) и А. Сальери. Стал известным пианистом (выступления в городах Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Будапеште).

Завоевал широкое признание и как композитор. Ранние произведения [некоторые фортепианные сонаты и квартеты, первая (1800) и вторая (1802) симфонии] написаны под влиянием В.-А. Моцарта, К.-Ф.-Е. Баха (1714-1788; Германия), Й. Гайдна.

Демократическое мировоззрение, республиканские стремления Бетховена, его творчество формировались под влиянием идей Великой Французской Революции 18 в.

С 1797 Бетховен начал глохнуть. Последние произведения (в частности 9-ю симфонию, завершающуюся грандиозным хором на слова "оды радости" Ф. Шиллера, и» торжественную мессу") композитор написал уже совсем глухим.

Умер Бетховен в Вене 26 марта 1827 года, и был похоронен на Верингском кладбище (сегодня Парк Шуберта). Более двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена - "Реквием до минор" Луиджи Керубини.

В 1862 году его останки были эксгумированы для проведения расследования причин смерти, и в 1888 году произошло перезахоронение праха композитора на Центральном кладбище Вены.

 

Потреты Бетховена

портрет Бетховена

Портрет Людвига вана Бетховена

Творчество Людвига вана Бетховена

Бетховен в детстве не получил настоящего музыкального образования. Важную роль в формировании музыкальных навыков юноши сыграл Кристиан Готлоб Нефе – придворный органист. Он одним из первых заметил и оценил необыкновенные способности юного гения, которому в ту пору было лишь двенадцать лет.

Два года спустя, в 1784 г, Бетховен получил место второго придворного органиста.

Позже он становится альтистом придворной капеллы.

Переезд в Вену

В 1787 г. курфюрст направил Бетховена в Вену, но вскоре молодой музыкант вынужден был вернуться в Бонн в связи с болезнью, а затем и смертью матери.

Вернувшись в Вену в 1792 г, Бетховен берет несколько уроков у Гайдна, так же продолжил обучение у Иоганна Шенка (1753-1836), Иоганна Георга Альбрехтсбергера (1736-1809) и Антонио Сальери (1750-1825). Вскоре молодой музыкант завоевывает признание венской публики как композитор, блестящий пианист и неповторимый импровизатор и становится одним из величайших музыкантов среди современников.

Три периода в творчестве Бетховена

Музыковед Вильгельм фон Ленц был первым, кто в 1852 г. разделил творчество Бетховена на три больших периода, отличающихся по стилю.

Первый из этих этапов продолжался до 1800 г. В это время Бетховен продолжает развивать традиции, заложенные его предыдущими представителями венской классической школы – Гайдном и Моцартом. Он пишет два фортепианных концерта (1784 и 1795), струнные квартеты ор.18 (1798 - 1800), десять фортепианных сонат, среди которых знаменитая Восьмая (с-moll), названная композитором «Патетическая» (1798). С 1798 г у Бетховена появились первые признаки ослабления слуха, и это очень угнетало композитора …

В произведениях, созданных в 1800 - 1803 гг., нашло отражение все, что переживал в эту пору Бетховен: подавленность и пламенный протест, страсть и смирение, поиски покоя и стремление к активной жизни. Такие произведения, как - Третий фортепианный концерт c-moll, ор.37 (1800), соната Аѕ-Dur, ор.26 с похоронным маршем и «Лунная соната» (1801), а также «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других произведений.

Фортепианное творчество

Бетховен написал для фортепиано 32 сонаты, 5 концертов, более 20 циклов вариаций, около 60 небольших пьес. Самый любимый жанр композитора-фортепианная соната. Именно в сонатах Бетховена зарождались образы его будущих великих произведений.

Соната №8 ”Патетическая " написана в 1798 году.

Первая часть начинается медленным, торжественно-мрачным вступлением.

Главная партия в очень быстром темпе стремительная и беспокойная

Побочная партия мягкая и мелодичная, но и y ней ощущается тревога и напряженность.

Несколько раз в течение первой части возникает тема вступления. Ей отвечает энергичная и мужественная главная партия.

Вторая часть, Adagio cantabile-это сосредоточенное размышление о чем-то серьезном и значительном.

Благородная и величественная мелодия звучит y среднем регистре фортепиано.

В среднем разделе появляется новая тема, более динамичная. B репризе возвращается музыка первой главы.

Финал написан y форме рондо-сонаты. Мелодия рефрена очень взволнована и выразительна.

Финал заканчивается кодой, энергичной, волевой и решительной.

Соната № 14, широко известная как „Лунная”, создана в 1801 году.

Новаторство композитора в этом произведении заключается уже в том, что начинается соната с медленной части, к тому же написанной не в сонатной форме. Музыка рассказывает о невеселых размышлениях, глубокой печали. Изящная средняя часть напоминает грациозный танец в ритме менуэта. Драматический конфликт переносится y финал, полный бурных и трагических образов, что становится центром содержания произведения.

Соната №23 „Аппассионата” (с итальянского – „страстная”) была закончена в 1805 году.

По масштабам она приближается к симфонии. В этой сонате также ярко выявлена основная тема творчества Бетховена – борьба человека с плохой судьбой. Эта же идея воплощена и в Пятой симфонии Бетховена.

Симфоническое творчество Бетховена. Симфония № 5 c-moll

Симфоническая музыка Бетховена - наиболее значительная часть его творческого наследия. Продолжая и развивая традиции венских классиков, Бетховен воплощает y своих симфониях серьезные и глубокие мысли, обращаясь своей музыкой до всего человечества.

Симфония №5 написана в 1808 году. В ней четыре части. Первая часть открывается короткой грозной темой, о которой сам композитор сказал: „Так судьба стучится в дверь”.

Этот мотив пронизывает всю первую часть, неоднократно появляясь y всех ее главах. Главная партия представляет собою развитие начального мотива. Она отличается ритмичной четкостью и решительностью.

Побочная партия начинается призывным мотивом валторн соло. Затем мелодию проводят скрипки.

Первая часть симфонии заканчивается большой кодой, в которой настойчиво звучит мотив судьбы.

Вторая часть, Andante con moto, представляет собой двойные вариации. Это временное прекращение борьбы, спокойные размышления.

Первая тема певучая и сосредоточенная.

Вторая тема напоминает революционные массовые песни.

B процессе развития композитор подчеркивает черты, общие для обоих. тем. В коде появляется новая мелодия, сочетающая их особенности.

В третьей части, скерцо, возвращается настроение первой части. Но в скерцо тема судьбы теряет свою силу. B четвертой части, звучащей после третьего без перерыва, чувствуется торжественность, радость победы, одержанной тяжелыми усилиями.

Такая идея симфонии – победа в борьбе со злом и несправедливостью – характерна для многих произведений Бетховена.

Увертюра „Эгмонт”

Музыку к трагедии Гете „Эгмонт” Бетховен закончил y 1810 году. События пьесы происходят в XVI веке, когда народ Нидерландов восстал против поработителей-испанцев. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт. Испанцы казнят Эгмонта, но восставший народ побеждает захватчиков.

Увертюра-первый из десяти номеров музыки к трагедии. Это одночастное произведение, написанное y сонатной форме. B увертюре Бетховен показывает основные моменты развития трагедии. В медленном вступлении подано две контрастные темы: первая грозная и тяжелая, связана с образом испанцев, вторая душещипательная и скорбное, что напоминает о страданиях народа Нидерландов.

B экспозиции главная партия, близкая ко второй теме вступления, звучит уже не жалостно, a решительно. Побочная партия, которая несколько напоминает тему испанцев, торжественная и победная. Музыкальными средствами композитор показывает, как y неравной борьбе погибает главный герой. Однако увертюра заканчивается торжественной праздничной мажорной кодой и рисует картину грандиозного массового шествия.

Зрелый период творчества

Пройдя через суровые испытания, но не сломленный ударами судьбы, Бетховен в этот период изменяет классическую структуру симфонии, заменив традиционный размеренный менуэт стремительным скерцо, формой, которая дает возможность композиторам проявить большую творческую свободу. В эти годы Бетховен создал такие выдающиеся симфонии, как монументальная Третья «Героическая» (1805), драматическая Пятая (1808) и Шестая «Пасторальная» (1809), в которой воплощено преклонение Бетховена перед красотой природы. Позже композиторы - романтики, часто изображали картины природы с помощью музыкальных красок, сочтут эту симфонию предшественницей своих произведений. В это же время Бетховен пишет знаменитый Концерт для скрипки (1806), три струнных квартета (1805-1806), посвященный русскому посланнику в Вене - Разумовскому, а также оперу «Фиделио». Оперу Бетховен неоднократно переделывал. В окончательном варианте опера была поставлена в венском театре «Кернтнертор» в 1814 году.

Пасторальная симфония

Есть этакая музыкальная шутка, основанная “на реальных событиях”:

Ученика музыкальной школы спрашивают: – Сколько симфоний написал Людвиг ван Бетховен?
Тот уверенно отвечает: – Конечно три! Третью, пятую и девятую.

В творческом наследии Бетховена конечно есть 9 симфоний, но как-то все знают об этих трех самых известных, а что там в остальном делается, кто его знает…

За бурной и трагичной пятой симфонией, с известной темой судьбы, фатума (с тем самым та-та-та-там ), идет шестая – одна из самых просветленных страниц его творчества. Самое интересное, что эти два произведения, совершенно противоположные по смыслу, композитор писал почти одновременно – в 1808 г. В этот период, он понимает неотвратимость своей глухоты. И с одной стороны – Пятая симфония – это крик души, трагедийность безвозвратной судьбы художника; а с другой – следующая Шестая симфония – воспевание радости жизни, гармоничности с природой. Автор потому и называет ее ”Пасторальной".

Эта симфония также отличается нестандартным количеством частей. Пяти частям (вместо 4-ех) композитор дает названия:
1.”Радостные чувства по прибытии в поселок";
2.”Сцена у родничка"
3.”Веселый праздник крестьян"
4. " Гроза. Буря”
5. " Песнь пастуха. Радостные и благодарные чувства после бури”.

Описывает ли автор природу, или далее концентрируется на собственном внутреннем мире? Послушайте и убедитесь…

Влияние Разумовского

В Вене, где в начале 19 века Андрей Разумовский знакомится с Бетховеном.

На время их дружбы Бетховен переживает непростые времена. С одной стороны после почти полутора десятка лет в Вене его уже не воспринимали как новичка в музыкальных кругах и планка ожиданий росла.

Музыковеды говорят, что в переписке Бетховена с другими, он – в молодые годы – часто жаловался на финансовые трудности. А когда познакомился и сдружился с Андреем Разумовским, то эти сетования из писем исчезают.

Также на время их дружбы приходится потеря слуха Бетховеном, что все труднее и труднее было держать в тайне. Бетховен постепенно смирился с этим и даже скрыто включает этот мотив к своим произведениям.

Бетховен, как гений, имел сложный характер. Он очень редко чувствовал себя счастливым, находился в постоянном поиске.

Но в начале 19-го века – не в последнюю очередь из-за покровительство Разумовского – жизнь композитора стабилизировалось, он стал чувствовать себя уверенно, мог экспериментировать и рисковать в своих произведениях.

Также то было время Наполеоновских войн и в частности начало войны Франции с Габзбургской империей, которая видела также и две оккупации французами Вены (в 1805 и в 1809 годах).

Война наложила отпечаток на музыку Бетховена - у него появляются драматизм, сильные ноты, явная энергия…

«Бетховен воспринял драму, напряжение, опасность и все это оставило отпечаток на его музыке», – писал в своей книге о Бетховене культовый ведущий британской радиостанции Classic FM Джон Сушей, один из крупнейших знатоков Бетховена в мире.

Три «Квартета Разумовского» не были о героизме времен наполеоновских войн, но, как говорят музыковеды, в абстрактный образ они рассказывают о вызове и личный триумф – в частности здесь скрытый посыл на глухоту и примирения с ней со стороны Бетховена.

Говорят, что то признание о глухоте и оповещение о ней было как раз личным триумфом композитора, своеобразным освобождением и принятием.

Интересно, что свои пятую и шестую симфонии Бетховен посвятил Андрею Разумовскому (Пятая симфония – мировая премьера которой состоялась в венском дворце Разумовского – также совместно была посвящена и австрийскому князю-меценату Лобковицу).

Спонсорство Бетховена завершилось после того, как в новогоднюю ночь 1814 года сгорела часть дворца Разумовского, а хозяин, гася огонь, немного повредил зрение. После этого досадного инцидента, который уничтожил много скульптур и ценных ваз из коллекции, Разумовскому не удалось уже восстановить свое состояние.

Творчество в последние годы жизни

В 1815 г. Бетховен полностью потерял слух, что не позволило ему продолжать исполнительскую деятельность в качестве пианиста или дирижера, но не мешало творить музыку. В эти годы им созданы такие монументальные сочинения, как фортепианная соната ор. 106 «Hammerklavier» (1817-1818), удивительные струнные квартеты, непонятные своего времени благодаря новаторскому музыкальному языку, а также Большая фуга ор. 133 (1825-1826). На это время приходится также создание необычной «Торжественной мессы» (1819-1823), посвященной старому другу и покровителю композитора эрцгерцогу Рудольфу.

Но вершиной периода стала Девятая симфония (1822-1824), в финал которой, воспевая братство всех людей мира, композитор впервые ввел хор и солистов, которые исполняют оду «К радости» Шиллера.

Всего, Бетховен - автор 240 произведений: 9 симфоний, 11 увертюр, 5 концертов для фортепиано с оркестром, скрипичного концерта, тройного концерта для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, 2 мес, 16 струнных квартетов, 10 сонат для скрипки с фортепиано, для виолончели с фортепиано, 32 сонат для фортепиано («Патетическая», 1799; «Лунная», 1801; «Аппассионата» 1805 и др.), балета «Творения Прометея» (1801), инструментальных пьес, песен (в частности песни «Свободный человек», написанной сразу же после взятия Бастилии) и тому подобное. Бетховен в каждом жанре был новатором, создателем новых форм и средств музыкальной выразительности. Он расширил форму сонатно-симфонического цикла, наполнил ее драматическим содержанием.

Индивидуальные черты творческого стиля композитора ярко проявились в 3-й, «Героической», симфонии (1804). Линия, начертанная в этом произведении, развивается в 5-й (1808) и 9-й (1824) симфониях, в опере «Фиделио» (1805), в музыке к драме И.-В. Гете «Эгмонт» (1808) и др.

Создал серию обработок австрийских, английских, венгерских, испанских, итальянских, славянских и других народных песен. Музыкальный фольклор использовал в 6-й симфонии (хорватские песни), в вариациях на тему русского танца, в так называемых русских квартетах (опус 59).

Бетховен — последний из представителей венской классической школы. Его творчество знаменует собой наивысший взлет музыкального классицизма. В последних произведениях все больше склонялся к основам романтизма.

Биография Бетховена кратко

"Музыка должна источать огонь из человеческих сердец" - эти слова принадлежат известному немецкому композитору, одному из самых уважаемых мировых музыкантов Людвигу ван Бетховену. Тому, кто хотя бы раз слышал его гениальные произведения, почти невозможно поверить в то, что большинство из них Бетховен написал в условиях полной потери слуха.

Рано проявив свои музыкальные способности, юный композитор был лишен обычных радостей детства. Уже с 8 лет Бетховен начал выступать в концертах. Но несмотря на незаурядный музыкальный талант, Людвиг имел и другие увлечения, в частности, активно интересовался историей, литературой и философией. Ориентиром для юноши всегда выступали такие фигуры, как Глен Миллер, Уильям Шекспир и Иоганн Вольфганг фон Гете, именно с их творчества композитор черпал вдохновение и новые идеи для собственных произведений.

Разнообразие работ, которые выполнял Бетховен, способствовало широким знакомствам композитора в кругах Боннской интеллигенции. А встреча с Моцартом, уже снискавшим изрядную славу к тому времени, была судьбоносной. Услышав, как играет Бетховен, Моцарт восторженно воскликнул: «Обратите внимание на этого юношу! В будущем весь мир заговорит о нем!». И он не ошибся. Переехав в Вену, культурную столицу Европы в то время, Бетховен покорил город своей богатой фантазией, стремительной музыкой и необычной манерой исполнения музыкальных произведений.

Однако благополучие талантливого композитора вскоре нарушается тяжелым недугом. С 26 лет Бетховен начал терять слух. Курс лечения, который был вынужден пройти Бетховен, не помогал, болезнь обострялась. Композитора охватывает отчаяние, Людвиг все чаще задумывается о смерти, а боль от того, что он не способен слышать собственную музыку, перерастает в желание совершить самоубийство. Однако любовь к жизни, мысли о том, что он может принести другим радость, побеждают личную боль и отчаяние. Композитор поражает публику новым гениальным произведением с символическим названием "Героическая симфония". Одна за другой выходят его новые музыкальные произведения, появляется самая грандиозная из фортепианных сонат композитора «Аппассионата», а личную драму неразделенной любви к своей ученице композитор воплощает в знаменитой пьесе - багатель «К Элизе». Пылким приверженцем таланта Бетховена становится не менее известный немецкий композитор Франц Шуберт, который восхищался смелостью и независимостью взглядов композитора.

За три года до смерти Бетховена друзья организовали концерт из его произведений, в котором были исполнены 9 симфония и отрывки из «Торжественной мессы» - произведения, которое Бетховен написал во время своего временного выздоровления. Успех был огромен, однако Бетховен не слышал аплодисментов и восторженных возгласов публики.

Непоколебимый в отстаивании своих убеждений, как музыкальных, так и политических, ни перед кем не сгибая спины, с высоко поднятой головой, прошел свой жизненный путь Людвиг ван Бетховен.

Немецкий композитор, который смог побороть многочисленные сомнения, боль и отчаяние, является воплощением победы жизни над смертью.

Интересные факты: 

  • Композитор не уделял должного внимания своему внешнему виду. Он часто появлялся непричесанным и небрежно одетым на людях.

  • Симфония No 10 была написана после того, как Бетховена поразила глухота. Чтобы
    оценить зрительские овации после выступления его повернули лицом к залу, который
    аплодировал стоя.

  • Во время исполнения своих произведений Людвиг любил тишину. Если присутствующие выдавали хоть какой-то шум, музыкант прекращал игру.

  • В разных странах мира установлено более 100 памятников Бетховену, первый 12.08.1845 в г. Бонне.

  • На музыку Бетховена создан балет Дж. Ноймайера "Бетховен-проект" (2018).

  • Бетховен стал прототипом главного персонажа романа Р. Роллана "Жан-Кристоф" (1904-1912), за который писатель получил Нобелевскую премию по литературе (1915). Р. Роллан написал также книгу "Жизнь Бетховена" (1903).

  • Творчество композитора вдохновило писателя Э.Э. Шмитта на написание эссе "Подумать только: Бетховен умер, а столько кретинов живы… " (2010).