Фредерик Шопен - краткая биография

Фредерик Францишек (Франсуа) Шопен (1 марта 1810 года, с. Желязова Воля, Мазовецкое воеводство, Польша — 17 октября 1849, Париж, Франция) — гениальный польский композитор и пианист.

Краткая биография: самые важные факты жизни

Фредерик Шопен родился 1 марта 1810 г. в с. Желязова Воля (Польша). Отец, Никола Шопен, выходец из Франции, был гувернером, мать — дворянкой. От нее мальчик получил первые музыкальные уроки. Когда Фредерику исполнилось 7 лет, Адальберт Цивні, популярный богемский пианист, занялся его образованием, познакомил с произведениями Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена.

В 1816 — 1822 гг. маленький Шопен учится профессиональной игре на фортепиано у виолончелиста Войцеха Живни, а также осваивает органную музыку в профессора Варшавской консерватории Вильгельма Вюрфеля.

В 1818 г. был опубликован первый полонез молодого музыканта; он дебютировал как пианист, сразу же став любимцем в салонах Варшавы.

В 1823 — 1826 гг. Шопен учился в Варшавском лицее, где преподавал его отец. Одновременно берет уроки музыкальной теории и композиции у Йозефа Эльснера. Большое впечатление в этот период на него производит музыка Хуммеля, Паганини, Генделя и Вебера.

В 1829 г. пианист получает диплом Варшавской консерватории. Дает успешные концерты в Праге, Вене, Дрездене, получает немало похвальных отзывов;

17 марта 1830 г. в последний раз выступает в Варшаве с премьерой Концерта для фортепиано фа минор.

В 1831 г. Шопен уезжает во Францию, где его хорошо знают и любят. Работает учителем игры на фортепиано в доме Ротшильда. Эта должность популяризировала его имя больше, чем публичные выступления. Здесь появляются первые сборники этюдов, баллады и скерцо. В 30-е гг. композитор завершает свои самые известные работы, ведет активную концертную деятельность. Среди его друзей и поклонников — известные музыканты, писатели и художники (Лист, Берлиоз, Беллини, Делакруа, Шуман, Россини, Гейне, Бальзак).

В 1836 г. Шопен едет повидаться с родными. В Мариенбаде заводит непродолжительный роман с Марией Водзинской. Осенью 28-летний композитор возвращается в Париж. Ференц Лист представляет его баронессе Дюдеван, ярой феминистке, уже снискавшей себе известность под псевдонимом Жорж Санд. Ей в то время было 34. На протяжении 12 лет пару совмещал любовную связь и близкое партнерство.

В 1835 г. у композитора обнаружили симптомы туберкулеза, зимой 1838 — 1839 гг. он, чтобы отдохнуть в мягком климате, едет на Майорку в монастырь Вальдемосса. Там были завершены знаменитые прелюдии. Плохая погода, постоянные ссоры с Жорж Санд, практически неотапливаемые помещения, — все это пагубным образом сказалось на здоровье Шопена.

В 1847 г. композитор расстается с баронессой по недоразумению с ее детьми. Болезнь прогрессирует. После гастролей в Великобритании Шопен вернулся, похожий на собственную тень; в Шотландии он играл перед королевой и смог дать несколько концертов. Последнее выступление композитора состоялось 16 ноября 1848 г.

Фредерик Шопен скончался 17 октября 1849 г. в Париже. Похоронен на кладбище Пер-Лашез. Свое сердце композитор завещал упокоить в варшавском костеле Святого Креста.

Музыку Шопена называют пушками, спрятанными в цветах. Композитор был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых принес в европейскую мелодику славянские интонационные элементы, обогатив ее новыми ритмическими рисунками.

Его творческое наследие интересно и разнообразно: 57 мазурок, 16 Полонезов, 19 вальсов, 19 ноктюрнов, 3 сонаты, 4 баллады, 26 прелюдий, 27 этюдов, 4 скерцо, 3 экспромта. В жанре крупных музыкальных форм наивысшим достижением является фантазия фа минор (1840 — 1841 гг.) и «Баркарола» (1845 — 1846 гг.).

Шопен написал три фортепианные сонаты: до минор (1827 г.), си-бемоль минор (1837 г.) и си минор (1844 г.), что считаются высшим достижением композитора. Для фортепиано с оркестром он создал Andante spianato, полонез ми-бемоль мажор, концерты ми минор и фа минор, Andante spianato et Grande Polonaise brillante, Fantaisie brillante на польские арии, Rondo à la Krakowiak фа мажор.

Фредерика Шопена считают самым выдающимся польским композитором. Его именем назвали Варшавскую консерваторию и аэропорт, филармонию в Гданьске, астероид и кратер на Меркурии, ряд улиц в Польше и Украине; раз в пять лет в Варшаве проводится конкурс пианистов имени Ф. Шопена, ежегодно среди польских музыкантов проходит вручение премии «Fryderyk».

Музыка и творчество Шопена

Музыка Шопена поражала силой чувств, тоской по родине. Его Революционный этюд сравнивали с «пушками, спрятанными в цветнике». Музыка Шопена с энтузиазмом воспринималась в Польше, но последователей между польскими композиторами не находила.

Творчество Шопена связано преимущественно с фортепиано. Его кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Великий польский композитор заставил фортепиано звучать совсем по-новому, расширив возможности фортепианной техники и обогатив ее выразительные средства. А. Рубинштейн называл Шопена «душой фортепиано».

За сравнительно короткую жизнь Шопен написал очень много. В творчестве у него было несколько любимых жанров, к которым он все время обращался. Сюда относятся 56 мазурок, 25 прелюдий, 27 этюдов,15 вальсов, 12 Полонезов, 20 ноктюрнов.

В основу творчества Шопена легла польская народная музыка, мелодичные и ритмичные мелодии польских танцев и песен. Особенно ярко выражена любовь к своему народу, к польской народной музыки в мазурках, которые являются словно поэтическими картинками родной Польши. Мазурки Шопена элегантные, изящные, иногда блестящие.

По сравнению с мазурками и вальсами, полонезы также являются крупными произведениями, изображающие картины в основном героического прошлого Польши. У большинства из них много блеска, пышности, торжественности. Одним из самых популярных танцев, во времена Шопена становится вальс, и хоть он является танцем не польского происхождение. Вальсы Шопена часто также связаны с польской национальной музыкой: в них используются интонации и ритмы польской народной музыки, особенно мазурки.

Важнейшей особенностью интонации и стиля музыки Шопена является ее "фортепианность". Музыка Шопена не существует без своей фортепианной природы. Выполнена на других инструментах, она теряет не лишь большую часть своего шарма, но и свою индивидуальность. Поскольку, его мысли порождались в импровизациях за фортепиано, то его музыке были присущи клавишные звучания. Именно в фортепианной фактуре кроется художественное содержание его музыки. Она придает выразительности темам его произведений.

Мелодия у Шопена представлена не в виде простой «песенности», она сливается с фактурами, что ее охватывают, и с гармоничным фоном. В статье "Вэн Клайберн" Г.Г. Нейгауз так писал об интерпретации произведений польского композитора: "Чтобы понять его до конца, необходимо целиком, всей душой погрузиться в глубины его собственной музыкальной души. Но это погружение в чужое «я» дается лишь людям влюбленным. И пусть это парадокс, но можно сказать, что Шопен требует от исполнителя особой любви, любви, которая бывает в жизни так же редкой, каким редким бывает большой талант. Именно поэтому Шопен бывает таким сложным в исполнении для пианистов».

"В чисто музыкальном отношении - какая красота в творчестве, какое совершенство в технике и в формах, интерес и новизна в гармонии и часто какое величие!" - эти слова А. Г. Рубинштейна, сказанные о творчестве Шопена в полной мере могут быть отнесены к Шопеновским прелюдиям, в которых с необычайной силой проявилось яркое своеобразие его творческого лица, что позволило Рубинштейну отнести автора к числу немногих мастеров, "не имеющих предшественников". Это выражение можно, впрочем, понимать буквально, потому что Шопен опирался на огромный опыт польской музыки, самобытность которой он понимал как никто другой. "Новизна в гармонии", отмеченная Рубинштейном, равно как и впечатляющая свежесть всех других средств выразительности, была почерпнута из народных истоков.

Все эти особенности относятся к числу неотъемлемых свойств музыки Шопена, все они есть отражением его творческой индивидуальности. Его произведения насыщены мелодичностью и неповторимостью. Каждый, исполнитель и слушатель, найдет в них что-то для себя, из многообразия жанров и настроений.

Список некоторых произведений Ф. Шопена

Четыре баллады для фортепиано - ноты
Ноктюрн: (f-moll) - ноты
Pieces de concert - ноты
Все мазурки - ноты
Deux nocturnes pour le pianoforte par Fred. Chopin - ноты
Valse pour le piano comp. par Fred. Chopin - ноты
Praeludien (preludes) - ноты
Все скерцо - ноты
Прелюдия Ми Минор (№4), Шопен - ноты для фортепиано
Ноты для фортепиано Вальс "До диез Минор (op. 64, No. 2 in C♯ Minor)" - Ф. Шопен
Вальсы (1-9). Шопен
Вальсы (10-14). Шопен
Мазурки (1-13). Шопен
Мазурки (14-25). Шопен
Мазурки (26-38). Шопен
Мазурки (39-51). Шопен
Полонезы (1-5). Шопен
Полонезы (6-10). Шопен
Анданте спианато и большой блестящий полонез. Шопен
Полонез соль минор. Шопен
Полонез си-бемоль мажор. Шопен
Ноктюрны (1-10). Шопен
Ноктюрны (11-19). Шопен
Ноктюрн до минор. Шопен
Ноктюрн до-диез минор. Шопен
Четыре баллады. Шопен
Три экспромта и фантазия-экспромт. Шопен
Четыре скерцо. Шопен
Фантазия. Шопен
24 прелюдии. Шопен
Прелюдия. Шопен
Рондо а ла мазур. Шопен
Рондо. Шопен
Соната №1. Шопен
Соната №2. Шопен

Выводы

Композитор - романтик Фредерик Шопен стал родоначальником польской музыкальной классики. Ограничив себя почти исключительно составлением произведений для фортепиано, он сконцентрировал в них самые разнообразные и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Шопен раскрыл большие возможности фортепианной фактуры, его музыка отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью и пластичностью, поэтической одухотворенностью. Шопен стал создателем жанра фортепианной баллады, он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал художественные образцы концертного этюда.

Композитор(исполнитель)