Джузеппе Верди - биография (кратко)

Джузеппе-Фортунино-Франческо Верди (10 октября 1813, Ронколе — 27 января 1901, Милан) — выдающийся итальянский композитор и дирижер. Творческое наследие композитора насчитывает 26 опер, квартет, реквием и ряд мелких опусов. Его оперы до сих пор не сходят со сцен лучших оперных театров мира.

Краткая биография Джузеппе Верди

Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 г. В С. Ронколе (близ Пармы), что в то время входило в состав первой Французской империи Наполеона. Мальчик рос в бедной семье, его отец продавал вино и бакалею, а мать была пряхой.

Необычайную музыкальную одаренность и страстное желание заниматься музыкой Джузеппе проявил еще в раннем детстве, когда помогал служить мессы в церкви своего села. Первые уроки музыки и игры на органе брал у Пьетро Байстрокки.

Впоследствии одаренным мальчиком заинтересовался состоятельный торговец из г. Буссето Антонио Барецци. С его помощью десятилетний Джузеппе, получивший начальное образование от сельского священника, смог получить городскую стипендию для продолжения учебы в Милане. Однако, за неимением исполнительских умений и возрастного ценза в консерваторию его не приняли.

Верди занимался музыкой частным образом у педагога Лавинье, который дал начинающему основанию композиторской техники. Оркестровкой и оперным письмом юноша овладевал на практике, посещая миланские оперные театры. Каждое воскресенье он играл на органе в церкви Ле Ронколе, брал уроки контрапункта у директора «Филармонического общества» Фернандо Провиза.

Джузеппе занимался литературным самообразованием: Мандзони, Шиллер, Данет, Шекспир, Данте стали его любимыми писателями.

В 1832 г. он пишет оперу «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо», но ее постановка тогда так и не состоялась.

Верди возвращается в Буссето, рассчитывая на должность органиста, но из-за внутрицерковных интриг ему отказали. В это время он сочинил ряд маршей и увертюру для городского духового оркестра, а также писал духовные произведения, получал стипендию городского музыкального общества.

В 1836 г. Верди женился на дочери своего покровителя Маргарите Барецци, которая вскоре родила ему двоих детей — дочь и сына. Семья отправляется в Милан в поисках лучшего заработка. Там Верди получил заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1939 г. в театре Ла Скала под названием «Оберто».

В 1840 г. в жизни композитора наступает черная полоса: неожиданно умирают жена и оба ребенка. Закономерно, что созданная в таких обстоятельствах комическая опера «Король на час» была освистана. Потрясенный провалом, Верди просит директора театра расторгнуть контракт. Однако Мерелли, уверенный в исключительности таланта подчиненного, не спешил с увольнением и вскоре показал ему новое интересное либретто по библейским мотивам. Верди заинтересовался, и успешная премьера «Набуко» в 1842 г. восстановила его репутацию незаурядного композитора.

Окрыленный успехом, композитор создает оперу за оперой: «Ломбардцы» (1843), «Эрнани» (1844 г.), «Двое Фоскари» (1844 г.), «Жанна Д'арк» (1845 г.), «Альзира» (1845 г.), «Аттила» (1846), «Разбойники» (1847 г.), «Корсар» (1848 г.), «Битва при Леньяно» (1849), «Стиффелио» (1850 г.). Написанные в историко - героическом жанре, эти оперы отличаются впечатляющими массовыми сценами; героические хоры пронизаны мужественными маршевыми ритмами. Персонажи характеризуются не столько темпераментом, сколько эмоциональностью. В этих операх Верди творчески развивает достижения Россини, Беллини, Доницентти.

В 1847 — 1849 гг. композитор находился в Париже, где осуществил французскую редакцию «Ломбардцев» под новым названием - «Иерусалим». В Париже Верди сблизился с Джузеппиной Стреппони, молодой певицей, исполнительницей в его операх. Через десять лет они поженились.

В 1851 — 1853 гг. Верди создает свои шедевры — «Риголетто», «Трубадур» и «Травиата». Композитор отходит от патетической героики, действующими лицами становятся рядовые люди с разными чувствами, глубиной своих характеров.

Успех открыл перед Верди новые возможности. В 1855 г. по заказу Парижской оперы он пишет «Сицилийскую вечерню», делает новую редакцию «Макбет» (1865 г.), создает «Дона Карлоса» (1867 г.).

Для Мариинского театра Петербурга в 1862 г. Верди написал оперу «Сила судьбы». В то же время композитор работает в итальянском стиле над произведениями «Симон Бокканегра» (1857 г.) и «Бал-маскарад» (1859 г.). Ни одна из этих опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения, но все они демонстрируют значительный рост музыкального мастерства и оркестровой драматургии музыканта.

Парижская публика холодно принимала постановки опер Верди; он работал, в основном, для себя. В 1871 г. композитор решился на эксперимент: египетское правительство по случаю открытия Суэцкого канала заказало ему оперу для исполнения во время церемонии. Антонио Гисланцони написал либретто, композитор выдержал стилистику произведения в духе «Великой французской оперы»; так родилась «Аида» — одно из самых совершенных творений Верди. Примечательно, что приемы, которые Верди использовал в своем творчестве, в частности в «Аиде», были настолько узнаваемыми, что композиторы - современники опасались подражать им из-за боязни быть обвиненными в плагиате.

В 1874 г. умер кумир композитора — выдающийся итальянский писатель Алессандро Мандзони. Верди пишет величественный «Реквием» для четырех солистов, хора и оркестра. Впервые он был исполнен в кафедральном соборе Милана, впоследствии получил мировую известность, однако чрезмерная театральность произведения, по мнению католического духовенства, не позволяла исполнять его в церкви.

В 1880-е гг. Верди плодотворно сотрудничает с Арриго Бойто. В тандеме они переделывают «Отелло». 74-летний композитор присутствовал на постановке оперы в театре Ла-Скала. В 80-летнем возрасте Верди пишет давно желанную музыкальную комедию «Фальстаф», развернутыми сценами, мелодической изобретательностью, смелыми изящными гармониями которой реформирует итальянскую оперную драматургию.

Последней работой композитора стал цикл "Четыре духовные пьесы" (1897 г.) из произведений для хора и оркестра.

В середине января 1901 г. Верди разбил паралич. Тяжелобольной композитор так называемым внутренним слухом читал партитуры опер Пуччини, Чайковского, но его мнение о творчестве последователей осталось не высказанным.

На рассвете 27 января 1901 г. Джузеппе Верди скончался.

Основу творческого наследия композитора составляют 26 опер, многочисленные произведения для хора, разнообразная духовная, камерная, инструментальная и вокальная музыка. Его оперы пробуждали патриотические чувства, а имя Джузеппе Верди стало символом Рисорджименто (итал. Risorgimento - возрождение)  и национальной гордостью Италии.

Композитор(исполнитель)