Антонин Дворжак - биография и творчество (кратко)

В деревушке Нелагозевес, расположившейся на берегу Влтавы, в семье трактирщика родился 8 сентября 1841 года один из основоположников чешской национальной музыкальной классики – Антонин Дворжак.

Краткая биография

Шестилетним он пошел в сельскую школу. Церковный органист (кантор) научил его играть на скрипке, а в девять лет Антонин уже играл в любительском оркестре.

Закончив сельскую школу, юноша переезжает в город Злонице. Под руководством А. Лимана он обучается игре на альте, фортепиано и органе.

В 1857 году Дворжак переехал в Прагу и поступил в Органную школу, где его педагогами были И. Ферстер, И. Звонарж, Ф. Блажек.

По окончании школы в 1860 году работал артистом в Пражском концертном ансамбле, а с 1862 по 1873 год в оркестре оперного театра. О достатке в то время Антонину оставалось только мечтать. Он вынужден был давать уроки не слишком способным барышням из богатых семей, чтобы прокормить семью.

Дворжак также играл на органе в соборе Св. Войтеха в Праге за несколько злотых на месяц. Это было очень скромное и даже полунищенское существование. И все-таки он не оставлял мечты стать профессиональным композитором. Пять лет Дворжак довольствовался государственной стипендией, чтобы заниматься исключительно написанием музыки.

Жизнь и творчество Дворжака

Первым опытом Дворжака в жанре симфонии были «КОЛОКОЛА ЗЛОНИЦЫ». Написана симфония была в 1865 году, а впервые исполнена только в 1936 году, ибо рукопись партитуры, которую Дворжак собирался уничтожить, была найдена лишь случайно. Судьба "КОЛОКОЛА ЗЛОНИЦЫ" - одно из доказательств той требовательности, с которой относился к себе Дворжак, постоянно переделывая и уничтожая свои произведения.

Вторая симфония была написана вскоре после Первой. Это богатое по музыкальному содержанию, но еще не совершенное по форме произведение.

Первую известность ему приносит в 1971 году комическая опера «Король и угольщик». Дворжак часто выступает как дирижер, но широкую популярность в Чехии приобретает в 1873 году после исполнения «Гимна» – патриотической кантаты «Наследники Белой Горы», где героическая тема воплощена с огромной силой.

Третья симфония создавалась с апреля по июль 1873. Ее партитура была послана Дворжаком вместе с просьбой о предоставлении ему государственной стипендии в Вену. Симфония заинтересовала членов Венской комиссии по предоставлению стипендий - Иоганнеса Брамса, Эдуарда Ганслика, Иоганна фон Гербека. Получение такой стипендии (в размере 400 золотых) сыграло значительную роль в дальнейшей жизни и творчестве композитора. После внимательного изучения его произведений член жюри по присуждению стипендий Иоганнес Брамс решил помочь Дворжаку. Он порекомендовал его как исключительно талантливого композитора своему издателю Фрицу Симроку в Берлине. Напечатанные вскоре после этого «Моравские дуэты» и «Славянские танцы» для фортепиано в 4 руки, имели такой колоссальный успех, что Дворжак за одну ночь стал знаменитым.

Безусловно, говоря о Дворжаке, никак нельзя не обойти вниманием другого знаменитого чешского композитора Бедржиха Сметану. Слишком много общего в творчестве и судьбе этих композиторов, несмотря на большую разницу в возрасте. В течение десяти лет службы в театре Дворжак постоянно общался со Сметаной. Сметановские оперные первенцы, что стали чешской классикой, и первые симфонии Дворжака создавались в период бурного подъема национального самосознания чешского народа, в первые годы после падения реакционного баховского режима. Дворжак, вне всякого сомнения, продолжал линию Сметаны, подчеркивая, что чешская музыка является музыкой славянского народа и поэтому наиболее прочными следует считать ее связи с музыкальной культурой других славянских народов.

Однако, тогда как Сметана создавал именно характерную чешскую музыку, Дворжак, черпая вдохновение не только из чешских, моравских и словацких источников, но и из польских и украинских, создал особую форму «мнения» по типу украинской народной песни. Из славянской музыки он сумел извлечь старинные гармонии и необычные музыкальные модуляции, обогатив свои произведения новыми ритмами и мелодичными оборотами. Такие произведения Дворжака, как «Славянские танцы», «Славянские рапсодии», струнные квартеты ми бемоль мажор и ля мажор, трио для фортепиано «Мысли» и другие, убеждают нас в мощном влиянии славянского фольклора на автора.

С декабря 1884 года по марте 1885 года композитор сочиняет Седьмую симфонию. Это первая из трех последних симфоний Дворжака, которые благодаря своим высоким художественным достоинствам и ярко выраженному национальному колориту завоевали всемирное признание. Седьмая симфония – мрачная и страстная – отличается краткостью формы и аскетичностью выражения – в ней нет ни одной лишней ноты. В этот период Дворжак перенес ряд тяжелых ударов: смерть троих детей с 1875 по 1877 год, смерть матери в 1882 году.

Восьмая симфония, написанная во второй половине 1889, – одна из лучших. Моменты безудержного, стремительного движения чередуются в ней с мечтательными, лирическими эпизодами триумфа. Это могучий поток прекрасной, изменчивой по настроению, типично дворжаковской музыки. Слава его стремительно растет. Дворжака избирают членом чешской Академии наук и доктором музыки Пражского университета, приглашают на должность профессора Пражской консерватории.

В 1891 году ему было присвоено почетное звание доктора музыки Кембриджского университета и доктора философии Карлова университета в Праге. В том же году он был избран членом Чешской академии наук и искусства и приглашен профессором в Пражскую консерваторию, однако Дворжак стал ее директором только в 1901 году.

В 1892 году совместно с Ф. Лахнер и Г. Уигане Дворжак отправился в пятимесячное турне по городам Чехии и Моравии. В том же году уже достаточно известный Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк, чтобы обучать молодых композиторов. Он был единственным автором в Европе, которые имели опыт работы со славянской музыкой, и мог теоретически и практически научить американцев писать музыку национального характера. Ведь и в этой стране был свой фольклор – негритянский и индейский, – почему бы не использовать его в музыкальном творчестве? Осенью Дворжак почти на два года уезжает в Америку. Вместе с ним едет жена и двое старших детей – дочь Отилия и сын Антонин. Оба они учатся музыке: Отилия – скрипачка, Тоник – пианист. Здесь он пишет Девятую симфонию - свою последнюю симфонию, которой сам еще до премьеры дал программный заголовок «из Нового Света».

Это произведение отличается богатством поэтической фантазии, монументальностью форм, техническим мастерством. Впервые симфония прозвучала 15 декабря 1893 года в нью-йоркском Карнеги-холле.

Симфония № 9 "Из Нового света"

Симфония № 9 «Из нового света» чешского классика Антонина Дворжака является одним из эпохальных произведений мировой классической музыки. Дворжак написал это произведение во время пребывания в Нью-Йорке в 1893 г. (откуда и название произведения). Симфонию можно трактовать как «world music XIX века» – в этом произведении композитор сознательно «скрещивает» между собой художественный арсенал европейской симфонической музыки с мелодикой и ритмикой неевропейских культур – афроамериканской и коренной американской. Впрочем, это не стоит понимать слишком буквально – ведь Дворжак сам утверждал: «Я попытался лишь передать дух негритянских и индейских мелодий в моей новой симфонии. Я не использовал в симфонии ни одной из этих мелодий». За исключением намека на мелодию «Swing Low, Sweet Chariot» в одной из тем первой части симфонии, произведение не содержит прямых фольклорных заимствований. Вместо этого, Дворжак применяет чары-то есть почти чары. Речь идет о внутренней структуре ключевых мелодий, которые построены на пентатоническом строе, характерном для музыки многих неевропейских культур. Эти и другие приемы, примененные настоящим мастером, стали залогом того, что Симфония № 9 стала самым известным его произведением.

"Из Нового Света" является лучшей симфонией Дворжака и одним из самых популярных произведений мирового репертуара. Нет дирижера или оркестра, которые бы не любили и не играли эту симфонию. Благодаря Девятой симфонии «Из Нового Света», квартета для струнных фа мажор – «Американском» и другим произведениям, написанным в Америке (включая и наиболее известный в мире «Виолончельный концерт си минор»), Дворжак стал самым популярным автором на этом континенте, открывателем источника вдохновения для серьезной музыки, о существовании которого Америка не подозревала.

Виолончельный концерт Дворжак написал также в Нью-Йорке, чуть больше года после завершения симфонии. Это произведение он посвятил Йосефине Каунитцовой, к которой композитор ранее пережил невзаимную любовь. Когда Дворжак был в Нью-Йорке, он получил письмо от Йосефіни, в котором она сообщила, что тяжело больна; вскоре после того она умерла. В третьей части концерта Дворжак включает цитату из собственной песни» Оставь меня наедине", которую любила Йосефина. Концерт полон экспрессивности и энергии, происходящих из глубочайших чувств композитора.

Прославился Дворжак и в Англии, где со времен Генделя установилась определенная традиция создания крупных вокально-инструментальных произведений. Именно для Англии композитор в последующие десять лет написал ряд крупных произведений для хоров и солистов с оркестром (кантату «Свадебные рубашки», ораторию «Святая Людмила», «Реквием»).

Умер композитор 1 мая 1904 года. Дворжак был очень скромным по натуре, чрезвычайно набожным, любил природу (его пристрастием были голуби, которых он держал в своем летнем доме). Он увлекался локомотивами и пароходами, ритмом жизни больших городов, хотя часто убегал из них в сельскую глушь. Но прежде всего он был композитором. В каком бы жанре Дворжак ни пробовал себя, везде он был индивидуален. Он - наиболее часто исполняемый и самый известный чешский композитор, его изобретательность в музыке очень велика, а красота мелодий – неповторима.

Заключение

Период романтизма - это начало бурного интереса к народному творчеству и фольклору. В это время записываются и публикуются народные песни, сказки, легенды, исследуется народный быт, одежда, творчество... Это сильно сказалось на осознание своего национального “Я”, своей идентичности... В свою очередь, мифические образы, персонажи и сюжеты народных сказок, легенд и преданий проникают в творчество художников того времени: как писателей, так и музыкантов. Так возникают оперы, баллады, симфонические поэмы, рапсодии с народными наигрываниями, мистическими образами, сюжетами… Один из самых “музыкальных сказочников” Романтизма – это чешский композитор Антонин Дворжак (хотя чехи говорят – ДворАк!).

Большая часть его творческого наследия посвящена образам истории и народного творчества чешского народа: от оперы “Русалка” и гуситской увертюры до Славянских танцев и моравских дуэтов. Но самый интересный жанр-симфоническая поэма. Это одночастное симфоническое произведение (подобно, как и часть симфонии), часто посвященное какому-то образу, литературному произведению или герою. Как, например, симфонические поэмы Дворжака "Водяной”, “Богатырская песня”или "Голубь". Но самая большая сказка-это оркестр Дворжака. Он красочный, фееричный, способен "нарисовать" цветной фейерверк или гладь воды, восход Луны или полет птиц ... как будто и в самом деле, его звуки подхватят нас и перенесут в сказку давно забытую легенду…

Симфоническая поэма ”Водяной":

Симфоническая поэма "Голубь"

Композитор(исполнитель)