Импрессионизм в музыке

Импрессионизм в музыке, так же, как и в живописи, возник как протест против устаревших академических традиций. Первые творческие поиски представителей этого направления, Клода Дебюсси и Мориса Равеля, встретили такое же недоброжелательное отношение со стороны руководства официальных музыкальных учреждений, как и картины художников-импрессионистов. У Дебюсси и Равеля почти не было единомышленников и сподвижников.

Могучая кучка композиторов

Оживление, охватившее в середине XIX века все отрасли культурной и общественной жизни России, проявилось и в расцвете музыкального искусства. Прежде всего, изменились формы музыкально-концертной жизни. К этому времени планомерная концертная работа велась только Филармоническим обществом и Придворной певческой капеллой. В 1859 году в Петербурге, а годом позже в Москве возникает новая концертная организация – Русское музыкальное общество (РМО). Позже отделения РМО появились и в других городах государства. Основной целью РМО было, как указывалось в его уставе, „сделать хорошу

Длительности нот в музыке

Для записи длительности звуков пользуются нотными знаками различных видов, каждый из которых имеет свое название.

Условно принято считать целую ноту (белый овал) знаком, которым записывают наиболее продолжительные звуки. Их отсчитывают четырьмя равными счетами: раз - два - три - четыре. Скорость счета изменяется в зависимости от общей скорости исполнения музыкального произведения, но соотношение между длительностями остается неизменным.

Звуки, вдвое короче, записывают половинными нотами (белый овал с палочкой).

Буквенное обозначение нот и тональностей

Буквенные обозначения звуков - условные обозначения буквами звуков в музыкальной практике. Этот метод использовался еще в Древней Греции, однако со временем греческие буквы были заменены латинскими. Окончательно обозначение звуков латинскими буквами закрепилось в Европе в X в., к тому же употребляли первые семь букв алфавита (A-B-C-D-E-F-G) по числу ступеней распространенных в то время ладов.

Названия нот - кто их придумал?

Нота — (лат. nota, «знак») — условный графический знак, который располагается на нотном стане (нотоносце) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука (в отдельных случаях также и способ воспроизведения). Слово «нота» также употребляется как аналог слова «звук». Так, например, «звук до» и «нота до» являются синонимическими понятиями.

Во множественном числе термин ноты означает также текст музыкального произведения, записанный условными графическими знаками, или тетрадь (или печатное издание) с такой записью.

Великие русские композиторы

Без работ этих великих русских композиторов невозможно представить себе мировую классическую музыку. Их произведения, а именно русская классика - неотъемлемая часть культурного достояния. О каждом из этих выдающихся композиторов можно говорить бесконечно. Мы постарались список известных композиторов России и дать по каждому из них краткую и полезную информацию. Узнать список произведений каждого композитора можно, кликнув по его ФИО. 

Что такое аккомпанемент в музыке?

Аккомпанемент (франц. accompagnement от accompagner – сопровождать) означает:

  1. музыкальное сопровождение сольной партии или партий. Может быть инструментальным и вокальным (вокальный аккомпанемент сольных вокальных партий);

  2. все голоса музыкального произведения, сопровождающие ведущую мелодию. Встречается у любом гомофонному произведении.

Клавесин - описание музыкального инструмента, история развития клавесинного искусства

Сегодня не вызывает никаких сомнений в необходимости изучения и распространение клавесинного искусства, ведь исполнение старинных произведений требует исторических и методологических знаний от исполнителя. Много исследователей проникались темой клавесина и клавесинного искусства. Исполнители постоянно искали способы и методы выполнения, которые бы соответствовали авторскому замыслу исполняемых произведений. 

Мелизмы в музыке и вокале

Мелизмы - украшения мелодии и их условные обозначения; отдельные музыкальные фразы или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К мелизмам относятся различные виды колоратур, рулад и других вокальных украшений: форшлаг, групетто, мордент, двойной мордент, трель, перечеркнутый мордент, двойной перечеркнутый мордент; свободно-импровизационные украшения (фиоритура — украшение, которое имеет виртуозный характер, пассаж — восходящее или нисходящее быстрое следование звуков), орнаментика.

1. Что такое мелизмы

2. Виды

Динамика в музыке

Динамика является важным элементом музыкального языка. Чем больше таких оттенков, тем она выразительнее. Такие звуковые оттенки называют динамичными. Динамические оттенки — это своеобразные краски, музыку раскрашивают в разные цвета.

Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио, Вахромеева - скачать

Справочник содержит основные правила по музыкальной грамоте, а также таблицы с примерами во всех тональностях и краткие практические советы.

Предназначен для учащихся музыкальных школ и студий. Справочником могут пользоваться и родители, желающие помочь своим детям в прохождении музыкальной грамоты и сольфеджио.

Скачать "Справочник по музыкальной грамоте и сольфеджио" бесплатно, в формате pdf

Музыкальная литература 4 класс (Фролов А.А.) - скачать учебник

Продолжение учебника для 3 класса ДМШ и ДШИ.
В книrу для 4-ro класса входят разделы о музыкальных формах, народной и nрофессионалъной вокальной музыке, оркестровых и театрально-музыкальных жанрах, а также творческие задания на сочинение или досочинение музыкальных фрагментов.

Скачать "Музыкальная литература. Учебник для 4-го класса детских музыкальных школ" бесплатно

Содержание: 

Фролов - Музыкальная литература - 3 класс

Основная задача как педагога, так и автора учебного пособия по музыкальной литературе — предложить наиболее убедительную, профессиональную и в то же время занимательную концепцию обучения языку музыки. Версия Андрея Андреевича Фролова, кажется, отвечает этим условиям. Во-первых, автор демонстрирует широкую эрудицию, приводит занимательные факты по каждому из описываемых музыкальных явлений, бесконечно сравнивает и сопоставляет эти явления с примерами из обыденной жизни. Во-вторых, в книге привлекает постепенность, «поступенность» повествования, рассудительность автора-рассказчика.

Островская Я., Фролова Л. Музыкальная литература в определениях и нотных примерах, 1 год обучения

Учебное пособие. — СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2015. — 208 с.В учебном пособии, отвечающем всем требованиям государственной программы, четко и ясно, в сжатой форме изложены все основные музыкальные понятия, знание которых необходимо для учащихся ДМШ на первом этапе изучения курса музыкальной литературы. Текст учебного пособия проиллюстрирован богатейшим нотным материалом.

Скачать учебник "Музыкальная литература в определениях и нотных примерах, 1 год обучения" бесплатно, в формате pdf

О.Аверьянова - Отечественная музыкальная литература. 4 год обучения

Учебник  Отечественная музыкальная литература (V курс по 5-летней программе, 7 класс по общеразвивающей 7-летней и предпрофессиональной 8-летней программе), автор О.Аверьянова

Скачать учебник "Отечественная музыкальная литература. 4 год обучения" в pdf

Фонотека к учебнику

Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4 год обучения - Шорникова - скачать

В государственной программе никак не затрагивается музыка композиторов второй половины XX в. В данное пособие включены разделы, посвященные Г.Свиридову, Р.Щедрину, а также обзорное занятие о представителях российского авангарда Э.Денисове, С.Губайдулиной и А.Шнитке. Последние главы пособия - краткий обзор развития джаза и небольшой словарь джазовых терминов.

Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения - Шорникова М.

Появление данного учебного пособия связано с тем, что традиционная Программа по музыкальной литературе для ДМШ вышла в свет в 1956 г. и, не меняясь качественно, выдержала затем несколько переизданий (1962, 1970, 1979, 1982 гг.). Естественно, многие установки и тематические планы типовой программы устарели и не соответствуют требованиям новых подходов и методик музыкального воспитания детей. В последние годы стали появляться другие модели программ, учебные планы, адаптирующие содержание курса к новым историческим и социально-культурным условиям.

Музыкальная литература:Развитие западно-европейской музыки, 2 год обучения - Шорникова М.

Появление данного учебного пособия связано с тем, что традиционная Программа по музыкальной литературе для ДМШ вышла в свет в 1956 году и, не меняясь качественно, выдержала затем несколько переизданий (1962, 1970, 1979, 1982 годы). Естественно, многие установки и тематические планы типовой программы устарели и не соответствуют требованиям новых подходов и методик музыкального воспитания детей.

Музыкальная литература 1 год обучения - Шорникова М.

Появление данного учебного пособия связано с тем, что традиционная Программа по музыкальной литературе для ДМШ вышла и свет в 1956 году и, не меняясь качественно, выдержала затем несколько переизданий (1962, 1970, 1979, 1982 годы).

Русская музыкальная литература, 3 год обучения (Козлова Н. П.)

"Новый учебник в цикле учебников по музыкальной литературе для ДМШ.Автор освещает жизнь и творчество русских композиторов XIX века - Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского и других, рассматривает проблемы отечественного искусства доглинкинской эпохи, первой и второй половины XIX века.Для учащихся детских музыкальных школ (6-й класс) и школ искусств."

Скачать бесплатно учебник "Русская музыкальная литература, 3 год обучения" в формате pdf

Практическое руководство по музыкальной грамоте, Фридкин Г.

Учебное пособие ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЕ Г. Фридкина успешно используется в учебно-педагогической работе в течение многих лет.

Предназначено для учащихся всех специальностей музыкальных школ (в том числе и для учащихся с пятилетним сроком обучения) и школ искусств.

Скачать бесплатно "Практическое руководство по музыкальной грамоте"

Конспекты по элементарной теории музыки- Панова Н.В.

Компактное и современное учебное пособие, в котором кратко и доступно излагаются основы теории музыки в объеме программы детских музыкальных школ, а также дается представление об основных музыкальных формах. Построены все аккорды и все интервалы во всех тональностях.

В основу пособия положены учебники И. В. Способина и В. А. Вахромеева. Возросшие за последние годы требования к поступающим в музыкальные училища заставили ввести в пособие несколько новых тем, не входивших в семилетний курс ДМШ, а также более развернуто изложить некоторые уже известные темы.

Королева С. "Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио. С 1-го по 7-й класс"

Учебник включает в себя курс теории музыки с 1-го по 7-й класс ДМШ в соответствии с типовой учебной программой. Материал изложен доступно, ярко, в систематическом порядке по темам, от урока к уроку.

Пособие содержит много интересного иллюстративного материала (в цвете), а также стихов о музыке, которые вместе с удачными рисунками-схемами помогают учащимся усвоить необходимую терминологию и вызывают живой интерес к предмету. Сборник красочно оформлен.

Чтение с листа на уроках сольфеджио (Фридкин)

Настоящее пособие «Чтение с листа на уроках сольфеджио» рассчитано на учащихся детских и вечерних музыкальных школ и является дополнением к ранее изданному «Практическому руководству по музыкальной грамоте». Как известно, все нотные образцы, приведенные в «Практическом руководстве», даны как примеры для разучивания на уроках сольфеджио. Настоящее пособие содержит дополнительный материал для пения с листа.
Пение с листа — важнейший практический навык; он заключается в сольфеджировании без предварительного разучивания.

МЫ ВКОНТАКТЕ - Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки