Педализация в обучении игре на фортепиано

Начинать работу над овладением правой педали можно тогда, когда ученик исполняет пьесы 2-мя руками, обладает штрихом legatoимеет начальные навыки слухового самоконтроля (кон. 1 - нач. 2 года обучения).

Есть такие виды педализации: прямая, запаздывающая. 

У современного фортепиано есть 2 или 3 педали (правая - демпферная, средняя – педаль органной ноты, левая – unacorda, что означает одна струна). У электронных пианино есть сустейн-педаль, которая работает аналогично правой педали на акустическом пианино или рояле.

Функции правой педали: фактурная (связывает звуки, которые нельзя удержать пальцами), гармоничная, тембральная (обогащает краску звука, дает возможность колористически смешивать гармонии), ритмичная.

Функции левой педали: темброво-динамическая; для имитации штрихов различных инструментов.

Как обозначают педаль в нотах

Общепринятые обозначения педали - нажим правой педали обозначается знаком Ped. или P. для снятия педали используется знак *.

Левая педаль обозначается пометкой una corda, ее снятие - пометкой tre corda. Стоит упомянуть, что Бетховен первым начинает обозначать педаль в своих произведениях, хотя делает это только в особо важных по его мнению местах.

Нет однозначного мнения относительно того, с какой именно педали, прямой или запаздывающей, стоит начинать употреблять в начале обучения. Если начинать с прямой, ребенок легко научится координировать движения руки и ноги вниз, но его внимание не сосредоточено на звучании, и позже трудно перейти на запаздывающую педаль. А если начинать с запаздывающей - это труднее, но внимание будет на звучании, тембре звука, игре legato.

Подготовительные упражнения перед началом работы с педалью:

  • Знакомство с механизмом инструмента

  • Посадка, положение ноги

  • Сравнение звучания аккорда на педали и без нее

  • Гаммоподобная последовательность на legato и с подменой педали на каждом звуке

Репертуар для начала игры с педалью:

Пьесы в медленном темпе, спокойном характере, где можно брать педаль на 1-2 выразительных аккорда. (напр. «Болезнь куклы» Чайковского, «Прелюдия» Тетцеля).

 С 3-го класса и позже можно совмещать прямую и запаздывающую педализацию. В старших классах можно использовать 2 педали.

Рост требований к исполнению сложных произведений создает проблему владения такими сложными и тонкими приемами педализации, как полупедаль, подмена педали, подхваты звука педалью, дифференциация глубины нажима.

Решающие факторы качественной педали:

Нормальный слух, интуиция, знания и опыт, вкус. 

Педализация зависит от регистра, динамики, акустических качеств пианино и помещения, а также от художественных намерений исполнителя.

Г. Нейгауз писал, что поиск педализации произведения - это решение "системы уравнений с несколькими неизвестными". Это сложный и комплексный процесс. 

Существуют такие важные факторы, определяющие педализацию произведения:

1. стилевые особенности произведения;

2. единство музыкальной характеристики образа, которая требует определенного звукового колорита;

3. фактурные особенности, различные способы пианистического изложения как основа педальных закономерностей;

4. зависимость педализации от различных регистров;

5. зависимость педали от динамических оттенков;

6. взаимосвязь между педализацией и темпом исполняемого произведения;

7. индивидуальное туше, как сочетание способа индивидуального звукоизвлечения с соответствующим уровнем усвоения приемов педализации.

Итак, труд над педализацией является частью художественного воплощения музыкального произведения, искусство педализации всегда является индивидуальным, зависимым от общей музыкальной культуры, художественного и пианистического развития исполнителя.