Жанры музыки: определение, список с названиями, подробное описание

Понятие музыкального жанра

В разных видах искусства за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это роман, повесть, рассказ, в живописи – пейзаж, портрет, натюрморт. 

Разновидности произведений в рамках одного вида искусства называют французским словом жанр, тип, вид. 

Музыкальные стили, жанры и направления - понятия, позволяющие классифицировать музыкальные произведения по определенным категориям.

  • Музыкальный жанр характеризует классификацию музыкального творчества по родам и видам, с учетом их происхождение, условия выполнения, восприятие и другие признаки

  • Термин музыкальный стиль характеризует совокупность средств и приемов художественной выразительности, которая исторически сложилась и отражает эстетические взгляды различных общественных групп определенной эпохи или творческого направления.

  • Термин музыкальное направление употребляется для классификации музыкального творчества по его стилевым или жанровым признакам. Этот термин менее разработан в отечественном музыковедении и поэтому более свободно употребляем.

Музыкальные произведения делятся на такие основные жанры, как вокальные и инструментальные, а те, в свою очередь, делятся на симфонический, оперный, камерный, песенный и другие. 

Не все музыкальные жанры возникли одновременно. Например, песни появились еще в далекой древности, а опера родилась в Италии в конце XVI века.

За время своего существования жанры сильно изменялись и развивались, поэтому слово жанр сейчас употребляется и в более узком значении. Например, говорят о жанре комической или лирической оперы, в симфонической музыке – о жанре симфонии, симфонической поэмы, сюиты.

В музыкальном искусстве существуют следующие жанровые группы:

  • Народно-бытовая музыка (фольклор)

  • Эстрадно-развлекательная музыка

  • Камерная музыка

  • Симфоническая музыка

  • Хоровая музыка

  • Театральная музыка

Вокальные жанры

Вокальная музыка – это музыка, предназначенная для пения (от итальянского слова voce, что значит „голос”). Все вокальные жанры, то есть виды музыки для пения, зародились из древнейшего вокального жанра – песни, из сочетания музыки и слова.

Песня и романс

Одной из главных причин популярности и доступности песни является ее простота. Даже о самых серьезных вещах песня может говорить простыми словами, соединенными с несложной мелодией. В песне, как правило, разные стихотворные строфы поются на одну мелодию, которая повторяется несколько раз. Чаще всего песни пишутся в куплетной форме

Строфа песни называется куплетом. Обычно он состоит из двух частей – запева и припева. В запеве слова каждый раз меняются, а в припеве остаются без изменений. Песня является основой вокальных дуэтовтрио и более крупных ансамблей. С одноголосной песни возникла хоровая музыка, для которой написана богатая литература композиторами разных стран.

Очень близок к песне вокальный жанр, который называется романсом. Песня и романс имеют много общего, но есть также некоторые отличия. Во-первых, в романсе, в отличие от песни, бывает, что музыка более гибко и точно меняется в зависимости от текста. Песня может исполняться с инструментальным аккомпанементом, но может и без него (такое пение называют итальянским словом a capella), а в романсе обязательно должно быть инструментальное сопровождение. Песню может исполнять любое количество людей – от одного до нескольких тысяч, а романс, за небольшими исключениями, поет один исполнитель. Кроме того, содержание романса, по сравнению с песней, обычно более лирическое, а форма может быть не только куплетной, а также другой, например, трехчастной или рондоподобной

Песни и романсы бывают очень разными. Чрезвычайно разнообразны народные песни. Произведения, написанные композиторами, тоже очень отличаются друг от друга.  Существуют песни-маршипесни-гимнытанцевальные песни

Самые распространенные – лирические песни. Очень популярные эстрадные песни, написанные многими известными авторами. 

К жанру песни обращались композиторы разных времен из многих стран. Например, австрийский композитор Франц Шуберт, который жил в XIX веке, был автором более 600 песен. 

И песня, и романс имеют такие разновидности, как элегия (произведение задумчивого, печального характера), серенада (лирическое поздравительное произведение, обычно в честь любимой), баркарола (лирически-мечтательная музыка, связанная с темой спокойного движения воды), баллада (сочинение повествовательного характера с последовательным развертыванием событий).

Вокальные ансамбли и хоры. Жанры хоровой музыки

Как и в инструментальной музыке, исполнение вокальных произведений может быть сольным, когда поет один исполнитель, или ансамблевым. Названия вокальных ансамблей такие же, как у музыкантов-инструменталистов – дуэттриоквартет... Яркие примеры вокальных дуэтов – „Дуэт кошек” Дж. Россини или дуэтное исполнение баркаролы „Плывет лодка” М.В. Лысенко

Если исполнителей вокального произведения много, то такой ансамбль называется хор (в переводе с латинского – толпа, собрание). Хоровое пение является наиболее древним видом музыкального искусства. В отличие от сольного пения, в котором раскрываются личные чувства и настроения, хоровая музыка передает коллективные эмоции и мысли. Существует два вида хора: однородный и смешанный. Однородные хоры могут состоять из детских, женских или мужских голосов. Смешанные хоры встречаются чаще, и они, как и ансамбли, могут быть очень разными по составу. Небольшой по количеству участников хор называется камерным (по-итальянски camera значит комната). Группа однородных голосов в хоре, которая выполняет в унисон (итал. – однозвучно) свою мелодию, называется хоровая партия. В хоре любого состава количество исполнителей одной партии не может быть меньше трех. Система записи всех партий хорового произведения – это хоровая партитура. Руководит хором дирижер или хормейстер.

Со временем сложились такие жанры хоровой музыки, как хоровая обработка народной песнихоровая миниатюра и цикл хоровых миниатюр (в переводе с греческого значит цикл круг). Также хоры является составной частью таких музыкальных жанров, как опера, кантата и оратория.

Народная песня

Народная песня – это непревзойденный образец высокого искусства, источник национального своеобразия. Она способна в очень лаконичной форме выражать глубокий смысл, обобщить важнейшие черты своего народа. Вспомним, что для большинства людей встреча с музыкальным искусством начинается именно с песни, что является самым распространенным жанром по своей сути. Вспомни свои любимые песни и поймешь, что песня твой лучший друг. Слияние поэзии и музыки рождает великолепное сочетание обоих искусств, вызывающее искренность восприятия, очарование живого чувства.

Гимн-наивысшее проявление патриотических чувств народа. В переводе с греческого «гимн» означает торжественную хвалебную песню. В древности это были постное песнопение, которые складывались в честь богов и героев. Со временем содержанием хвалебных песен стало прославление благородной и возвышенной идеи. Самое известное произведение этого жанра "Марсельеза", гимн Французской революции конца XVIII ст.. Сейчас это государственный гимн Франции.

Музыкально-театральные жанры

К музыкально-театральным жанрам относятся:

  • опера,

  • оперетта,

  • мюзикл,

  • балет,

  • а также музыка к драматическим спектаклям.

Каждый из них объединяет разные виды искусств: музыку, литературу, театр, хореографию, живопись (декорации, костюмы). Все музыкально-театральные жанры имеют похожее строение. 

Спектакль делится на акты, или действия. Действие делится на картины. Картина – это часть действия, что проходит на фоне одних декораций. Признаком начала новой картины является смена декораций. Сцена – часть картины. Признаком начала новой сцены является изменение состава действующих лиц, что находятся на сцене. Сцена состоит из номеров, которые могут быть сольными, ансамблевыми или массовыми.

Опера

Самый большой и сложный музыкально-театральный жанр – опера. В опере сочетаются искусство театр и музыка. Действие передается через музыку и пение, главные исполнители оперы – певцы и симфонический оркестр. Опера возникла более четырехсот лет назад в Италии. С того времени в разных странах мира композиторы написали много замечательных опер.

Вокальные номера в опере исполняются хором и солистами. Сольный номер из оперы называется арией. Это словно музыкальный портрет действующего лица. Разновидности арии – каватинаариозоариетта, а также романспесня, которые в опере сложнее и интереснее, чем обычные песни и романсы. Для развития действия очень важный речитатив (сочетание пения и декламации), что широко используется в опере.

Певческие, то есть вокальные голоса различаются по высоте и характеру звучания – тембром.

  Женские голоса Мужские голоса
Высокие Сопрано Тенор
Средние Меццо-сопрано Баритон
Низкие Контральто, альт Бас

Создавая оперу, композитор стремится выбрать для каждого действующего лица голос, что больше всего соответствует ее вида и характера. Партии юношей и мальчиков-подростков обычно пишутся для контральто. Во многих операх, кроме солистов, важную роль играет хор.

Очень важное значение в опере имеет оркестр. Он помогает раскрыть содержание действия, обрисовывает обстановку, окружающую героев. Музыкальные характеристики героев, которые звучат в оркестре, называются лейтмотивами. В опере могут быть и самостоятельные оркестровые номера: увертюра – большой вступление и антракта, звучащие перед отдельными действиями.

Опера может иметь пролог (с греческого – предисловие) и эпилог (с греческого  послесловие). Пролог знакомит с действующими лицами до начала действия, а эпилог рассказывает о их дальнейшей судьбе. В опере иногда бывает интродукция – вступительная часть.

Опера пишется на литературный текст – либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические, комические, лирические, сказочные и другие.

Во время оперного спектакля слушатели следят за игрой актеров, видят декорации и костюмы. Во многих операх большие сцены исполняют артисты балета. Итак, в опере сочетается много видов искусства. Слово „опера” означает „труд”. Действительно, оперная спектакль – результат труда многих людей.

Оперетта

Оперы, как правило, отличаются серьезностью содержания, сложностью музыкального языка. Значительно легче для восприятия другой вид музыкального спектакля — оперетта (в переводе — маленькая опера). Ведущая роль в этом жанре также принадлежит музыке. В оперетте, как и в опере, используют классический состав оркестра и такие же формы номеров: арии, ансамбли, хоры. Но в оперетте они короткие и простые, основанные на песенных и танцевальных мелодиях. В оперетте, в отличие от серьезной оперы, музыкальные эпизоды чередуются с разговорными диалогами.

Оперетта возникла во второй половине XIX века во Франции. Смысл ее был веселым, музыка — доступной и увлекательной, с простыми песенками, маршами, танцами. Прекрасные оперетты писали французский композитор Жак Оффенбах („Прекрасная Елена”„Синяя борода”), австриец Иоганн Штраус („Цыганский барон”„Летучая мышь”), венгерский композитор Имре Кальман, который долгое время жил и работал в Вене („Сильва”„Марица”„Принцесса цирка”). Широко известны оперетты И. Дунаевского „Вольный ветер” и "Белая акация”. Для выполнения оперетты также существуют специальные театры — музыкальной комедии.

„Принцесса цирка” – одна из самых известных в мире оперетт. Она была создана в 1926 году, с того времени и доныне производится во многих странах выдающимися певцами.

В 1952 году композитор Иосиф Ковнер написал оперетту „Акулина” по мотивам повести А.С. Пушкина „Барышня-крестьянка”. В отличие от повести, в оперетте больше действующих лиц и несколько изменен сюжет.

Мюзикл

Разновидность оперетты, что называется мюзикл, возник в конце XIX века в Соединенных Штатах. Этот жанр отличается тем, что содержание его более серьезное, а музыкальная речь довольно проста, она близка эстрадной и бытовой музыке. Состав оркестра в мюзикле более разнообразный, наряду с традиционными, используются и современные электроинструменты, значительно более важную роль играют танцевальные эпизоды. Классическими считаются мюзиклы „Моя прекрасная леди” Фредерика Лоу„Вестсайдская история” Леонарда Бернстайна. В наше время мюзикл является одним из самых популярных видов музыкального спектакля.

Мюзикл „Призрак оперы” композитора Эндрю Ллойд-Уэббер создал в 1986 году. Это произведение рассказывает о силе настоящей любви, что способно смягчить даже найчерствіше сердце.

„Собор Парижской Богоматери” был создан композитором Риккардо Коччанте в 1998 году по одноименному роману Виктора Гюго. В основе сюжета – трагическая история любви.

Кантата

После появления оперы в начале XVII века в Италии появляется кантата. Это произведение из одной или нескольких частей для солистов, хора и оркестра с определенным сюжетом. В отличие от оперы, кантата выполняется в концертной форме. Солисты, хор и оркестр все время находятся на сцене, но не привлекаются к театральной действия, а рассказывают о том, что происходит. Иногда солисты имеют сценические костюмы, на сцене могут быть декорации, но это не является обязательным условием.

Название этого жанра происходит от латинского слова canto, что значит „пою”. Так называли сольное вокальное произведение в отличие от инструментального – сонаты. Первые кантаты исполнялись солистами в сопровождении оркестра, со временем число исполнителей увеличивалось. Духовные кантаты на религиозные сюжеты исполнялись в церквах, а кантаты, которые назывались светскими – в концертах.

Первые итальянские кантаты были светскими, в основном, лирического содержания. Духовные кантаты на религиозные сюжеты впервые появились в Германии. В таких произведениях очень важную роль стали играть хоровые номера. Выдающийся немецкий композитор Й.С. Бах, работая руководителем церковного хора, создал около трехсот духовных кантат, а также несколько светских. Самая известная из них – написанная в 1732 году шуточная так называемая „Кофейная” кантата, которую выполняют только солисты: девушка Лисхен (сопрано) очень любит кофе, а отец, господин Шлендриан (бас), запрещает дочери ее пить, считая, что этот напиток вредит здоровью. Третье действующее лицо кантаты – Рассказчик (тенор).

Оратория

Другой вокально-симфонический жанр, оратория, возник также в Италии почти одновременно с кантатой и имеет с ней много общего. Оратория тоже исполняется хором, солистами и оркестром на сцене. Название этого жанра происходит от латинского слова oro, что означает „говорю”. В специальных помещениях при церкви – ораториях – проходили чтения Библии с музыкальным сопровождением. К этому действу присоединились солисты, выступавшие от имени библейских персонажей, следовательно, первые оратории создавались исключительно на библейские сюжеты. Со временем круг тем расширился, появились светские оратории, но и по сей день этот жанр отличается от кантаты большими размерами, развернутым сюжетом, серьезным и величественным настроением.

У себя на родине, в Италии, оратории были не очень популярны. Но в некоторых странах, например, в Англии, долгое время оратории имели больший успех по сравнению с операми. Выдающимися творцами ораторий были композиторы И.С. БахГ.Ф. ГендельЙ. Гайдн и другие.

Оратория И. Гайдна „Времена года” была создана в начале XIX века, в ней рассказывается о крестьянском труде, человеческих чувствах, изображены картины природы. Произведение исполняют оркестр, хор и три солиста: старый крестьянин Симон (баритон), его дочь Анна (сопрано), влюбленный в Анну молодой Лука (тенор). Оратория состоит из четырех частей, названных по временам года. Первая часть, которая имеет название „Весна”, открывается оркестровым вступлением, который сам композитор назвал „переходом от зимы к весне”.

Жанры инструментальной музыки

Инструментальная музыка – это музыка, которую, в отличие от вокальной, исполняют на музыкальных инструментах.

Марш

Марш является одним из наиболее древних и распространенных инструментальных жанров. Считают, что еще в древнегреческих трагедиях актеры выходили на сцену под ритмичный аккомпанемент ударных инструментов. Также на развитие этого жанра оказали солдатские походные песни разных народов.

Французское слово marche означает ходьба. Так называют музыку, написанную в четком, энергичном ритме, под который удобно двигаться. Марши очень разнообразные по характеру и содержанию, но объединяет их то, что марши пишутся всегда в парном размере – на две или четыре четверти. Исключения бывают очень редко. В маршевой музыке обычно присутствует пунктирный ритм, что подчеркивает доли такта. Маршевая музыка создает у людей единое настроение, помогает слаженности, согласованности их движений.

Марши бывают бытовые и концертные

Среди бытовых распространены производныеторжественныеспортивные, а также военные

К военным относят „Запорожский марш” композитора-кобзаря Евгения Адамцевича. „Свадебный марш” немецкого композитора Феликса Мендельсона – это пример торжественного марша. Часто в характере и ритме марша пишутся песни. Множество песен-маршей написал композитор Исаак Осипович Дунаевский.

В жанре марша написано много детских инструментальных пьес. Например, в „Детском альбоме” П.И. Чайковского есть и траурный марш – „Похороны куклы”, и бодрый „Марш деревянных солдатиков”, что имеет общие черты с „Солдатским маршем” немецкого композитора Роберта Шумана в его сборнике „Альбом для юношества”.

Для воплощения мужественных, героических образов композиторы часто используют черты марша. Бывает, что марш входит составной частью большого произведения – сонаты или симфонии, как, например, „Похоронный марш” из сонаты b-moll Ф. Шопена.

Марши звучат в операх и балетах. В опере итальянского композитора Джузеппе Верди „Аида” победный марш исполняют два оркестра – симфонический и духовой, который находится на сцене. Также два оркестры исполняют „Марш Черномора” в опере Глинки „Руслан и Людмила”. А марш из оперы Прокофьева „Любовь к трем апельсинам” помогает понять и сюжет, и характер главного героя.

Чаще всего марши пишутся в трехчастной репризной форме. Реприза может быть точной или видоизмененным. В балете П.И. Чайковского „Щелкунчик” марш написан в трехчастной форме. Дети маршируют, а потом начинают бегать вокруг елки.

Жанры танцевальной инструментальной музыки

Танец — это вид искусства, в котором мысли и чувства передаются движениями под музыку. Наиболее важную роль в танцевальной музыке играют темп, метр и ритм. Танцевальная музыка может быть очень разной-веселой и унылой, быстрой и медленной, спокойной и энергичной.

Люди танцуют с древнейших времен. У каждого народа есть свои любимые танцы, красивые и очень разнообразные по характеру. Композиторы разных стран создают обработки народных танцевальных мелодий, а также пишут собственные инструментальные произведения, в которых используют особенности народной танцевальной музыки.

Самые известные украинские танцы-гопак и казачок. Гопак возник в Запорожском войске как мужской танец, он подчеркивает ловкость и отвагу исполнителя. Темп гопака быстрый, музыкальный размер - „две четверти”. Один из лучших примеров этого танца в творчестве композиторов — гопак из оперы М. П. Мусоргского „Сорочинская ярмарка”.

Полонез

Наиболее известные польские танцы-полонез, краковяк и мазурка. Все они представлены в творчестве польских композиторов и других авторов. Полонез возник еще в XVI веке как торжественный танец-шествие воинов, а с XIX века стал бальным танцем. Размер полонеза - ” три четверти", темп умеренный. Всемирно известный Полонез ля минор композитора М. Огинского, озаглавленный "Прощание с родиной" Сам композитор называл его ”полонезом не для танца". Типичные черты полонеза заметны лишь в средней части этого произведения.

Полька

Полька-танец чешского происхождения. Для него характерен быстрый темп, легкие прыжки, музыкальный размер две четверти”. Чешский композитор Бедржих Сметана использовал польку в опере „Проданная невеста”. Этот танец в XIX веке полюбили во всей Европе, произведения в жанре польки писали композиторы многих стран. Прекрасные польки создавал австрийский композитор Иоганн Штраус, одна из них — „Полька-пиццикато”.

Чардаш

Чардаш-венгерский народный танец. Он состоит из медленных и быстрых частей. Один из самых известных чардашей создал итальянский композитор и скрипач Витторио Монти.

Тарантела

Тарантела-итальянский народный танец, исполняемый в размере "шесть восьмых" в стремительном темпе, обычно в сопровождении кастаньет или бубона. Тарантела Дж. Россини-характерный образец этого танца.

Среди самых известных русских танцев-быстрый мужской танец тропак и Камаринская, мелодию которой использовал П. И. Чайковский в сборнике фортепианных пьес „Детский альбом”.

Вальс

В XIX–ХХ веках самым популярным танцем Европы стал вальс, предшественниками которого были немецкий лендлер и французский бранль. Произведения в жанре вальса писали почти все европейские композиторы того времени. „Королем вальсов” называли австрийского композитора Штрауса. Вальс „На волшебном голубом Дунае” — один из примеров творчества этого композитора.

Жанры инструментальной миниатюры

Термин «миниатюра» применяют в различных видах искусств. Так называют маленькие по размеру произведения живописи, графики или скульптуры, литературные рассказы и стихи, театральные и хореографические постановки, вокальные и хоровые произведения.

Инструментальная миниатюра — это небольшое музыкальное произведение для исполнения различными инструментами, инструментальными ансамблями или оркестрами. По содержанию миниатюра может быть лирической, танцевальной, юмористической, пейзажной и тому подобное. Наибольшую популярность этот жанр приобрел в ХІХ веке. В наше время инструментальная миниатюра тоже не потеряла своего значения.

Один из наиболее распространенных жанров инструментальной миниатюры — прелюдия (от латинского слова praeludo, что означает „делаю введение”). К XVII так называли небольшое импровизационное вступление к хоровому пению в церкви или основного инструментального музыкального произведения. Прелюдия помогала лучше подготовиться, почувствовать инструмент или настроиться на нужную тональность. Позже прелюдия стала небольшой самостоятельной пьесой, в которой воплощен один определенный настрой. Прелюдия до-диез минор русского композитора С.В. Рахманинова — выдающийся пример произведения в этом жанре.

Ноктюрн — это пьеса напевного характера, обычно в небыстром темпе, связана с поэтическими образами ночи (в переводе с французского это слово означает „ночная песня”). Один из самых известных ноктюрнов — Ноктюрн Ми-бемоль мажор Ф. Шопена.

Экспромт (от латинского слова expromtus, что значит „готов”) — это преимущественно фортепианная, часто виртуозная пьеса импровизационного склада, что воплощает мгновенный душевное состояние. Пример такого произведения — Фантазия-экспромт Ф. Шопена.

Музыкальный момент — это небольшая пьеса, которая представляет собой непосредственное лирическое высказывание. Основателем этого жанра в музыке был Ф. Шуберт. Широко известен его Музыкальный момент фа минор.

Этюд (в переводе с французского - „упражнение”) возник сначала как упражнение для совершенствования исполнительской техники. Впоследствии в творчестве выдающихся композиторов этюды стали виртуозными высокохудожественными произведениями. Этюд Ми мажор Ф. Шопена — прекрасный образец этого жанра.

Много произведений в жанре инструментальной миниатюры представляют собой программные пьесы. Это, например, пьесы из „Детского альбома” П.И. Чайковского, из цикла „Картинки с выставки” Н.П. Мусоргского„24 пьесы для детей” Косенко и многие другие.

Жанры оркестровой и симфонической музыки

Симфоническая музыка – это музыка, написанная для исполнения симфоническим оркестром. Одним из важнейших жанров такой музыки является симфония (на латинском – созвучие), но существует также много других. Некоторые из них, как и симфония, имеют несколько частей, другие могут быть одночастными.

Концерт

Концерт (на латинском concerto – соревнуюсь) стал популярным симфоническим жанром с начала XVIII века. Это произведение для одного или нескольких исполнителей-солистов с оркестром. Как и симфония, концерт построен по принципу сонатно-симфонического цикла, но в нем три, а не четыре части. Крайние части быстрые, а средняя – медленная. Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского – один из самых известных в этом жанре. Главная партия третьей части основана на теме украинской веснянки.

Симфоническая сюита

Симфоническая сюита, как и симфония, состоящая из нескольких самостоятельных частей, объединенных общим замыслом или признаком. В отличие от симфонии, части сюиты меньше связаны между собой, их количество, а также последовательность может быть произвольной. Один из примеров этого жанра – две симфонические сюиты, созданные Е. Григом на основе его музыки к драме Г. Ибсена „Пер Гюнт”. К первой из них вошли четыре части: „Утро”„Смерть Озе”„Танец Анитри”„В пещере горного короля”.

Оркестровая серенада

Оркестровая серенада – это также многочастное произведение. Серенады возникли на юге Европы, где их исполняли ночью или вечером на улице возле дома любимого сольные исполнители или небольшие оркестры. Примером серенады, написанной для струнного оркестра, есть Серенада №13 Соль мажор В.А. Моцарта, которая имеет еще название „Маленькая ночная серенада”. Это произведение имеет четыре части, но изначально их было пять. Возможно, это связано с тем, что, по легенде, композитор написал ее как подарок жене на пятую годовщину супружеской жизни. Чаще всего выполняется первая часть – Увертюра.

Симфоническая фантазия

Одним из ведущих симфонических жанров являются также симфоническая фантазия. Это одночастиное произведение произвольной формы с элементами фантастики и яркими контрастами. Пример такого произведения – „Ночь на Лысой горе” М.П. Мусоргского, в котором изображены жуткие эпизоды шабаша ведьм и сатаны.

Симфоническая картина

Симфоническая картина отличается от симфонической фантазии меньшими размерами и большей изобразительностью. Эти произведения обычно программные, как, например, „Кикимора” А.Кол. Лядова.

Кроме того, существуют одночастные симфонические увертюрысимфонические поэмысимфонические баллады. Известная симфоническая сказка „Петя и волк” Прокофьева также принадлежит к жанрам симфонической музыки.

Жанр вариаций и вариационная форма

Желая разносторонне показать человеческие чувства и окружающий мир, композиторы со временем переходили от простых до более сложных музыкальных форм. Произведения становились все с большим количеством частей и множеством тем.

Некоторые из таких произведений основаны только на одной теме. Это, прежде всего, вариации (по-латыни — изменение, разнообразие), когда основная мелодия повторяется много раз, но в ином характере. Количество повторов не ограничено, но вариаций должно быть не менее двух. Тема вариаций может быть создана самим композитором, а может быть заимствована из народной музыки или из произведения другого автора. Эта форма может быть представлена схемой А – А1 – А2 – А3... Один из примеров пьесы, написанной в такой форме – „Камаринская” из „Детского альбома” П.И. Чайковского.

Также вариациями называют жанр инструментальной музыки, в основе которого лежит форма вариаций.

Форма вариаций родилась в XVI веке, тогда же возникли жанры полифонических вариаций — пасакалия и чакона. „Пасакалия” Г.Ф. Генделя представляет собой именно такое произведение.

Иногда встречаются и более сложные двойные вариации — на две разные темы. Их можно условно представить схемой А – В – А1 – В1 – А2 – В2...

Рондо

Композиция с большим количеством частей, в которой главная тема - рефрен (в переводе с французского — припев), повторяется не менее трех раз, чередуясь с контрастными эпизодами, называется рондо (итал. rondo значит круг). Такую музыкальную форму можно обозначить схемой А – В – А – С – А... Рондо происходит от народных песен, в которых строфа (куплет) состоит из запева и неизменного припева. Рефрен всегда звучит в основной тональности, а эпизоды в разных, контрастируя с рефреном. В форме рондо написаны, например, „Свадебный марш” Ф. МендельсонаМарш из оперы Сек.Сек. Прокофьева „Любовь к трем апельсинам” и много других произведений. Рондо-каприччио Соль мажор Л. Бетховена известное под названием „Гнев по поводу утерянного гроша”. Это произведение можно сравнить с комическим рассказом, что рассказывает о ярость и негодование, вызванные совсем мелкой, неважной причиной.

Жанры современной музыки

Джаз

Джаз зародился в начале ХХ в.. в Америке на основе афроамериканского фольклора: блюз, спиричуэл, регтайм, европейская танцевальная музыка. Известны многочисленные стили джаза: диксиленд, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, свинг, би-боп, биг-бит, кул, новоорлеанский, чикагский и др. Появление музыкантов неамериканского происхождения способствовала становлению многих национальных джазовых школ, в том числе украинской. Выдающимися представителями были л. Армстронг, Д. Элингтон, Б. Гудмен, Дж.Данкворт, О. Цфасман, Л. Утесов, и другие. Лучшие черты оказали значительное влияние на творчество К. Дебюси, Д. Гершвина, И. Стравинского, М. Равеля, Л. Бернстайна, л. Колодуба, Р. Паулса и других. Коллективы, исполняющие джазовую музыку имеют названия: джаз-бэнд, симфо-джаз, вокальный джаз, и тому подобное.

Блюз

Блюз - (англ. blues-грусть,тоска) - лирическая песня американских негров, для которой свойственна импровизационность исполнения. В значительной степени блюз существенно повлиял на формирование джаза и джазовой музыки. Жанровые особенности блюза использовали Дж.Гершвин (»Рапсодия в стиле блюз"), М. Равель и другие композиторы.

Рок-музыка

Рок-музыка - развивается по следующим направлениям: ритм-энд-блюз ( музыка афроамериканского населения, сочетание танцевального бита и урбанистического блюза), рок-н - ролл ( возник на основе ритм-энд-блюза), биг-бит, кантри –рок, фолк-рок(народный, деревенский стиль), психоделический рок (отражение движения хиппи), хард-рок (тяжелый или жесткий рок),арт-рок (симфонический или классический рок),глэм-рок (возник в Великобритании).

Электронная музыка – музыка, созданная с помощью электронного оборудования. Самый выдающийся представитель Жан Мишель Жарр.

Диско - это жанр танцевальной музыки, который возник в 70х годах.

Рэп - (англ. rap, rapping - легкий удар) - вокальная манера исполнительства, где очень быстро произносится текст. Манеру речитативного рэпа широко применяют диджеи, ведущие радио-и телепрограмм.

Современная  музыка представлена по всем направлениям и жанрам - от лирической песни, фольклора до массовой коммерческой эстрады, от джазовых импровизаций до множества направлений и жанров рок-музыки. 

Поп-музыка:

  • в широком смысле – музыка развлекательного жанра;

  • в узком смысле – музыка, порожденная массовой культурой на коммерческой основе, популяризируется средствами массовой информации;

· В значении «распространенная музыка», все разнообразные жанры;