Музыкальные формы

Музыкальная форма - это композиция, то есть особенности построения музыкального произведения.

Музыкальная форма — в широком смысле — система средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, фактура, лад, тональность, ритм, метр, темп, тембр, регистр, динамические оттенки, композиционное строение т. д), что воплощает в музыкальном произведении, его идейно-эмоциональное содержание. Единство содержания и формы — необходимое условие художественного совершенства музыки.

Музыкальная форма -  в узком понимании - композиционное строение произведения, его структура, схема. На базе выкристаллизованных в народном творчестве и развитых в профессиональном искусстве основных принципов формообразования (точной и неточной повторности, контрастности, мелодико  -тематической разработки, репризности, свободного развертывания) сложились типовые музыкальные формы, каждая из которых имеет свои разновидности.

В течение веков в народном быту и в творчестве композиторов сложились определенные закономерности композиции, во многом подобные построению литературных произведений. Оба эти вида искусства развиваются во времени, и законы этого развития общие для музыки и литературы. И в музыкальном, и в литературном произведении есть завязка (изложение содержания), разработка, развитие идей и образов, кульминация и развязка. И в музыкальном, и в литературном произведении возможна многотемность, полифоничность, сквозное развитие идей и образов. Также могут быть сопоставимы различные музыкальные и литературные формы — от небольших пьес и коротких стихов до развернутых симфонических и оперных произведений и больших повестей и романов.

Как и человеческая речь, основа музыки – мелодия, состоит из отдельных элементов.

Малейшая выразительная частичка мелодии называется мотивом. В мотиве звуки группируются вокруг одного акцента – ноты, на которую сделано смысловое ударение.

Фраза

Фраза – это небольшая часть мелодии, которая состоит из нескольких мотивов.

Предложение

Предложение - это самая маленькая законченная часть мелодии. Она состоит из фраз.

Период

Из предложений состоит период - наименьшая самостоятельная одночастная музыкальная форма, в которой можно написать сочинение. Период - наименьшая музыкальная форма, в которой изложена завершенная музыкальная мысль. Это законченный музыкальный фрагмент, завершающийся заключительным оборотом - кадансом. Чаще всего периоды состоят из 8 или 16 тактов.

Простые формы

Из периодов складываются простые формы. Они бывают двухчастными или трехчастными. Простые двух - и трехчастные формы состоят соответственно из 2 и из 3 периодов.

Большинство из изученных нами в ДМШ музыкальных произведений представляют собой простые формы. Например, прелюдия Ля мажор Ф. Шопена - это период повторяющегося строения, или одночастная форма, которую условно можно обозначить буквами А+а*. Образцом периода неповторяющегося строения может быть Украинская народная песня „Ой под вишней”. Она подразделяется на два отличных друг от друга предложения (схема А+В).

Более крупные произведения состоят из сочетания нескольких периодов, как, например, куплетная форма с запевом и припевом. Это простая двухчастная форма с контрастной второй частью. Примером такой формы является песня Jingle bells Джеймса Пьерпонта, ее схема – А+а*+в+в*.

"Старинная французская песня" П. И. Чайковского написана в простой двухчастной репризной форме по схеме А+А+В+А. Реприза – это повторение темы или ее части в конце произведения.

Встречается также простая безрепризная трехчастная форма, в которой все три периода различны по музыкальному материалу „например, "Итальянская полька" Сергея Васильевича Рахманинова, написанная по схеме а+в+с.

Простая трехчастная форма 

Простая трехчастная форма тоже состоит из периодов, однако уже из трех. Музыкальная форма, которая все еще есть в современной музыке, это, так называемая, простая трехчастная музыкальная форма, которую можно подать таким символом: три раздела А, Б, А. Это самый простой вариант формы рондо. В рондо по меньшей мере два периода ─ это движение по кругу, но сделать надо по меньшей мере два оборота. А в простой трехчастной форме это один единственный оборот. Она имеет несколько разновидностей. Наиболее распространена простая трехчастная форма с контрастной серединой, или трехчастная репризная форма по схеме А+В+а, когда крайние периоды одинаковы, а в середине содержится новый музыкальный материал. Примеры такой формы - ”Немецкая песенка„ П. И. Чайковского или ”Шествие гномов " Э. Грига.

Рондо

Рондо - форма, в которой главная тема проводится не менее 3 раз в основной тональности, чередуясь с эпизодами, построенными на материале главной темы или на новом тематическом материале. Если перевести этот термин "рондо", то будет круг. И это не случайно, потому что пьеса строится следующим образом: звучит первая глава, потом — другая музыка, потом снова возвращается первая глава, потом снова другая и снова возвращается первая. И так много раз. К чему это подобное? Это похоже на движение по кругу. 

Сложные формы. Циклические формы

Сложные формы состоят из простых форм, они также бывают двухчастными и трехчастными.

Циклические формы – это многочастные формы. Если большое произведение состоит из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру и связанных единым идейно -художественным замыслом, оно называется циклическим. Важнейшие циклические формы музыки - сюита и сонатная циклическая форма. Сонатная циклическая музыкальная форма применяется в камерной (соната, трио, квартет, квинтет) и симфонической музыке (симфония). Распространены сонатные циклы из 3 или 4 частей (2-я симфония л. Ревуцкого, 2-й струнный квартет А. Филипенко).

Сонатная форма

Сонатная форма — форма самостоятельного произведения или части сонатного цикла, построенная на тональном противопоставлении, развития и тональном сближении 2 и более контрастирующих тем (увертюра-фантазия П. Чайковского "Ромео и Джульетта").

Сонатная форма на самом деле является наиболее содержательная, наиболее сложная среди музыкальных форм новоевропейской музыки. Она возникает довольно поздно где-то в XVII-XVIII веке. Лучшее, что можно объяснить, что есть сонатная форма на примере, взятом из театра. Есть чрезвычайно интересный автор, выдающийся музыковед Валентина Джозефовна Конен, она написала книгу, которая называется "Театр и симфония". И в этой книге объясняет, как сам сонатная форма возникла из театрального музыкального спектакля.

Сонатная форма - это, так сказать, театр двух актеров. Только эти актеры существуют в музыке. Они называются главная и побочная партии. Первый раздел сонатной формы называется экспозиция. Второй раздел сонатной формы называется разработка, когда актеры, так сказать, взаимодействуют. Далее идет реприза ─ повторение первой формы.

Существуют смешанные музыкальные формы, в которых сочетаются черты различных форм — сонатной и вариационной, сонатной и сонаты ("Исламей" Балакирева, "Прелюдии" листа). Отдельную группу составляют полифонические формы (канон, фуга, полифонические вариации; см. Также полифония).

Вариационная форма состоит из темы и нескольких ее повторений в измененном виде - вариаций (финал из 2-го фп. трио Б. Лятошинского). Сам термин "вариация" означает "изменение". То есть это музыкальная форма, которая хорошо воплощает философскую идею. Один из самых ярких философских трактатов ХХ века называется "различие и повторение". И вот это ─ различие и повторение ─ это и есть принцип вариации. То есть начинается сочинение с темы, а затем несколько коротеньких разделов, в которых эта тема излагается, так сказать, весьма специфически. Но ее можно узнать. Каждая вариация хранит память о теме, но имеет собственное лицо.