Забота о голосе - почему это так важно?

Певческий голос - это нежный, хрупкий инструмент, который требует бережного и умелого использования. В первую очередь вокалист должен смотреть за состоянием своего здоровья, чтобы никогда не допускать голосовых нагрузок при заболевании голосового аппарата. Потому что это может привести к дисфункции голосовых связок, а хуже всего - к потере голоса.

Когда я еще была начинающим вокалистом, мне никто не говорил о том, что при заболевании голосового аппарата не стоит петь, наоборот, мой преподаватель по вокалу даже заставляла меня это делать, потому что ей нужен был хороший результат, для ее работы. Вот поэтому важно выбирать опытных педагогов из хорошо себя зарекомендовавшей школы вокала

Однажды, из - за чрезмерной нагрузки на больной голос - он у меня исчез, петь я могла лишь басом. Из трех октав голоса осталась лишь одна, на остальных двух октавах голосовые связки отказывались смыкаться. Так продолжалось около двух месяцев, пока я не поехала со своим отцом на море. На море голос начал возвращаться. После того случая, я пересмотрела свое отношение к пению с больным голосовым аппаратом и старалась больше никогда такое не повторять.

Также много вреда наносит голосу неумелое пользование им, что очень свойственно начинающим и любителям. При пении важно придерживаться трех базовых принципов, которые отвечают за здоровое звучание голоса:

  • Дыхание (вокальная опора);

  • Необходим тванг (сужение гортани);

  • Правильно опущенная челюсть и расслабленные губы

Если хотя бы один из этих трех принципов не будет выполняться, то обязательно вокалист будет испытывать дискомфорт в горле. При занятиях вокалом также нужно соблюдать гигиену голоса.

Гигиена голоса - это соблюдение певцом определенных правил поведения, норм жизни и здоровья. Очень вредно во время пения разогретому выходить на улицу (зимой или в непогоду) или пить холодную воду, потому что все это может вызвать заболевания гортани и дыхательных путей.

Особенно опасно петь на улице при низких температурах воздуха. По собственному опыту скажу, что это даже рискованно петь в таких условиях, потому что голос может, как минимум, неделю не звучать. Бывали случаи, когда вокалисты месяцами приходили в себя. Заниматься пением нужно в чистом с нормальной влажностью помещении с температурой не менее + 18 градусов.

Также нужно тепло одеваться и не переохлаждаться, потому что это может привести к простудным заболеваниям, которые в свою очередь повлияют на качество звучания голоса. В таком случае для полного восстановления работы голосовых связок поможет сон и голосовой режим, но важно не спать больше нормы. Взрослому человеку достаточно 8 часов сна, дети могут спать на несколько часов дольше.

Голосовые нагрузки нужно давать по мере подготовки вокалиста:

  • 30 мин - дети до 11-12 лет;
  • 1 час. - взрослые начинающие.
  • 2-3 ч - специалисты.

Важно соблюдать режим питания. Меню вокалиста должно состоять из нормальной простой сытной пищи. Принимать пищу рекомендуется не позднее, чем за два часа до пения. Обязательно исключить из рациона алкогольные напитки и вредную привычку курения.

Пение женщин в критические дни (около трех дней) нарушает нормальную работу голосового аппарата. Поэтому в этот период женщинам рекомендуется значительно снизить голосовые нагрузки.

Также нужно осторожно относиться к приему гормональных препаратов. Есть определенные сведения о том, что такие препараты понижают диапазон голоса. Например, если у вокалистки очень высокий голос, то с приемом подобных препаратов он понизится, станет грубым и она никогда не сможет вернуть его в прежнее звучание. У меня есть одна знакомая вокалистка у которой так случилось. Врач приписал ей гормональные препараты, которые она употребляла довольно долгий период и у нее понизился голос из лирико-драматического сопрано до контральто, даже исчез свистковый регистр.

Детям в период мутации также нужно снизить голосовые нагрузки чтобы не навредить их естественному развитию. Если возникают проблемы с голосом, то для контроля его состояния необходимо периодически посещать врача-фоніатра, который обследует и определит всякие причины назначив необходимое лечение. 

Автор: Ирина К., репетитор вокала, сольфеджио, теории музыки