Скрипка - краткая история музыкального инструмента

Ближайшим к нам во времени считают возникновение струнных музыкальных инструментов (хордофонов). Их прототипом был лук с туго натянутой тетивой. Струнные инструменты также возникли в процессе трудовой деятельности человека, но использовались уже для удовольствия других – рекреативных, эстетических потребностей общества.

Струнные инструменты не применяли ни на охоте, ни в коллективной деятельности, как ударные и духовые. Они появились значительно позже других групп музыкальных инструментов, и произошло это на сравнительно высшем этапе исторического развития человечества.

Исследователи разделяют струнные музыкальные инструменты по способу звукоизвлечения на:

  • смычковые,
  • щипковые
  •  струнно - ударные.

У смычковых звук возникает путем вождения по струнам инструментов смычком, колесом и тому подобное. К ним относятся скрипка, басоля, контрабас, лира, виолончель, альт.

смычковые музыкальные инструменты

Звукоизвлечение у щипковых инструментов происходит щипком пальцев или плектром. Это бандура, торбан, гусли.

У струнно - ударных инструментов звукоизвлечение происходит с помощью удара по струне палочками, к ним относятся цимбалы.

Ярким представителем струнных музыкальных инструментов можно назвать скрипку.

Откуда появилась скрипка?

Когда появилась и откуда возникла скрипка выяснить очень трудно. Есть версия, что ее родиной является Восток, и что арабские музыканты в VIII в. завезли в Испанию музыкальные инструменты – ребаб и кеманчу.

В то же время, по свидетельству некоторых исследователей, в Европе в VIII в. уже был известен пятиструнный смычковый инструмент - крота. В X–XVI вв. в Европе также использовались смычковые инструменты типов фиделя и ребека.

фидель

Фидель

Сфера использования этих инструментов была довольно широка: на них играли странствующие музыканты, инструменты звучали в придворной среде, в церковной практике.

В разных социальных слоях, в зависимости от назначения, применялись определенные разновидности фиделя и ребека, которые отличались своим строем, тембром, особенностями игры.

Ребек

Ребек

Сегодня наиболее распространенной является теория происхождения скрипки от средневековых, главным образом смычковых, инструментов южных славян.

Исследование археологических раскопок, иконографических находок, других исторических и литературных источников красноречиво свидетельствуют о безусловном связь скрипки с народным инструментарием Польши, Украины и Белоруссии, где еще с XIV века существовал смычковый инструмент "скрипица" с квинтовим строем без ладов.

А прямым предшественником скрипки ученые считают старинные смычковые инструменты - виолы, которые в общих чертах схожи со скрипичными.

Классический вид скрипки и скрипичные мастера

Классическая, известная нам скрипка появилась в 15-16 веках во Франции и Италии.
Во второй половине16 в.

Г. Бартолотти (Гаспаро да Сало -от названия города, в котором родился) в Италии начал изготавливать инструменты, внешний вид которых был близок к современной скрипке. Именно его скрипки признаны образцом этого классического музыкального инструмента.

Его учеником стал прославленный мастер Дж. П. Маджини.

Основателем школы скрипичных мастеров в Кремоне стал А. Амати (1520-1580).

Мастерам этой школы удалось довести форму скрипки до исключительного совершенства и изысканности, а ее звук стал близким к человеческому голосу.

Среди самых ярких представителей кремонской школы:

  • Н. Амати (1596-1684)
  • А. Гварнери (ок. 1626-1698)
  • А. Страдивари (Страдивариус) (ок. 1644-1737).

скрипка страдивари

Каждый из них имел собственный мастерский почерк, но все они в практике создания смычковых инструментов воплотили важнейшие законы музыкальной акустики, а именно: зависимость силы звука и его тембра от древесины, из которой изготовлен инструмент, от параметров и пропорций различных частей инструмента, толщины дек и их рельефа, формы эфов и их размеров, высоты обечайки, душки, подставки, объема воздуха в корпусе, характера лакового покрытия и др.

Современные музыкальные инструменты, в том числе и скрипку можно приобрести в интернет-магазине Музыкальная Планета

Стала ли скрипка сразу знаменитой?

Однако скрипка не сразу получила известность в музыкальном мире. Ведь к тому времени ее предшественница - виола уверенно заняла место традиционного камерного инструмента. Ее мягкий, приглушенный матовый голос отвечал небольшим концертным залам аристократических салонов, узкому кругу слушателей.

Скрипка же была инструментом истинно народным, ее можно было услышать в трактирах, на ярмарках, площадях. Ее сильный, глубокий, насыщенный, с многими тембральными оттенками звук был одновременно подвижным, способным погружать слушателей в глубину человеческих чувств и мгновенно менять настроение. Только благодаря творчеству известных скрипачей, которые, поражая публику невиданной техникой игры, раскрыли огромные возможности, красоту и богатство этого инструмента, скрипка по праву стала царицей музыки. В XVII–XVIII вв. такими скрипачами - виртуозами были:

  • А. Корелли,
  • Ф. Джеминиани,
  • П. Локателли,
  • гениальный Н. Паганини (1782-1840).

паганини со скрипкой

Большое значение для развития скрипки имело творчество композитора и скрипача А. Вивальди, который начал жанр концерта для скрипки с оркестром.

В дальнейшем с развитием мировой музыкальной культуры над созданием смычковых инструментов, в частности скрипок, кроме итальянских, успешно работают французские, немецкие, английские, австрийские мастера, которые принадлежат к разным школам. В XVIII–XIX вв. создаются также польская, чешская, русская и украинская школы.