Какими бывают сэмплы и зачем они нужны

О сэмплах в музыке наверняка слышал каждый из нас. Если говорить максимально коротко, то сэмплы — это фрагменты аудиодорожек, что используются в создании музыки.

Сэмпл (англ. sample) - отрезок аудио-информации, вырезанный или записанный из какого-либо существующего источника - например, звук акустического музыкального инструмента, звук техногенного или природного происхождения, звук, вырезанный из имеющейся аудиокомпозиции или видеофильма и тому подобное. Сэмплы используют для создания нового звучания или создания узнаваемых элементов композиции. Семплами могут быть как фрагменты уже готовой музыки, так и, например, звуки машин, фрагменты озвучки фильмов или мультфильмов и тому подобное.
Устройство для записи, редактирования и воспроизведения сэмплов называется сэмплером. Глагольная форма термина "сэмпл" — сэмплировать - означает делать запись сэмплом.

Начал эту распространенную в современной музыке практику французский композитор Пьер Шеффер. Именно ему первым пришло в голову объединять звуки музыкальных инструментов и, например, поездов, пружин и других механизмов. Во времена Шеффера процесс сэмплирования был подобен киномонтажу: пленка резалась, склеивалась, и так выходили композиции.

Пьер Шеффер

После экспериментов Шеффера о сэмплировании забывают, пока техника не появляется снова в 70-х годах, уже в своем более современном виде. У диджеев появляется новый инструментарий, что уже позволяет легче и интереснее манипулировать звуком. Например, благодаря виниловым "вертушкам" можно было накладывать одну композицию на другую, а какой-то фрагмент композиции зацикливать.

К распространению непосередственно сэмплеров и драм-машин, именно эта техника (тёрнтейблизм), использовалась для создания битов. Пионерами тернтейблизма принято считать таких диджеев, как Grandmaster Flash, Kool Herc и Grand Wizzard Theodore. Вспомните свои любимые песни, которые часто крутят на радиостанциях, и попробуйте обнаружить там сэмплы. Кстати, слушать радио онлайн можно с помощью любого привычного устройства: смартфона, планшета, ноутбука или компьютера. 

Одним из самых знаменитых сэмплов считается «Амен-брейк». Это шестисекундный фрагмент барабанной партии трека "Amen, Brother" группы Winstons. Первым сэмпл использовал Dr. Dre для трека N.W.A. — Straight Outta Compton.

Далее "Амен" пошел в драм-н-бейс, в то время как в хип-хопе о нем почти забыли. Среди известных композиций с этой барабанной перебивкой есть, например, опенинг "Футурамы".

Одним из подводных камней сэмплирования являются авторские права. Каждый артист, который хочет засэмплировать чужую композицию, должен договориться с правообладателем о выплате роялти. Например, Beastie Boys до сих пор платят за сэмплы из своего альбома 1989 года. А вот Death Grips так не сделали, и поэтому их микстейпа Exmilitary нет на стриминговых сервисах. Хотя, на Exmilitary сэмплов настолько много, что независимая группа бы никогда не смогла выплатить столько роялти.

Сэмплы стали таким же привычным музыкальным инструментом, как и гитара или синтезатор. Большинство людей даже и не замечает использования сэмплов в своих любимых песнях. Madlib в одном из интервью признался, что уже и не помнит сколько сэмплов использовал во время работы на легендарной коллаборации с MF DOOM под названием Madvillainy. А если дальше говорить о MF DOOM, то свой уникальный стиль он сделал именно с помощью крутых сэмплов. Согласитесь, реплики суперзлодеев из старых мультиков как нельзя лучше подчеркивают загадочное и контраверсионное амплуа репера.

Как к любой инновации, как в свое время к электрогитарам, к сэмплированию относятся со скепсисом. Идут дискуссии, является ли сэмплирование полноценным музыкальным инструментом.

Лично мы считаем, что в нашем мире, где все делается из лоскутков и отсылок, а все слова уже когда — то были чьи-то, сэмплирование - это абсолютно естественный способ создания музыки. Главное - не забывать об авторских правах и соблюдать соответствующие законы.