Сергей Сергеевич Прокофьев - биография и творчество

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из величайших композиторов XX века. Первую оперу он написал в 9 лет, а его симфоническая сказка для детей “Петя и волк”, балет “Ромео и Джульетта” и меланхоличная симфония № 7 вошли в сокровищницу мировых шедевров.

Ниже можно ознакомиться с биографией Сергея Прокофьева, которая разделена на разделы. Используйте их для составление краткого рассказа или сообщения на тему жизни и творчества композитора.

Где и когда родился Сергей Прокофьев

Он родился 23 апреля 1891 года в селе Солнцевка Екатеринославской губернии (сейчас Покровский район Донецкой области). Его родители попали в это затерянное в украинской степи село, как говорится, волей случая. Сергей Алексеевич, отец композитора, был дипломированным агрономом и получил должность управляющего имением от помещика Дмитрия Солнцева, с которым когда-то вместе учился. Супруги Прокофьевы приехали в Солнцевку в 1878 году, и с этого момента, история села неразрывно связана с фамилией Прокофьевым.

Фотография Сергея Прокофьева вместе с родителями

Фотография Сергея Прокофьева вместе с родителями

Детство

Здесь, в Солнцевке, прошло счастливое детство будущего композитора. Музыкальные способности проявились очень рано. И уже в пять лет он напишет свои первые музыкальные пьесы, а в девять – первую оперу. Родители делали все возможное для того, чтобы маленький вундеркинд превратился в гения. Да, с одной стороны, они старались дать все самое лучшее ( гувернантки-иностранки, рояль “Шредер”, дорогие игрушки), но с другой – каждый вечер мать спрашивала сына: «что ты сегодня сделал полезного?». И такая семейная педагогика оказалась очень эффективной. Ведь именно в детстве были выработаны такие черты характера как трудолюбие, ответственность, энергичность, любознательность и упорство.

Прокофьев - вундеркинд, это без преувеличений. Начал писать музыку до того, как научился грамоте: в 5 лет сочинил свою первую пьесу, в 10 — имел кипу собственных произведений, а в 13 — поступил в консерваторию. Его первая опера "Великан" родилась тогда, как Сергею было 9.

Фотография Сергея Прокофьева в детстве за фортепиано

Прокофьев за фортепиано с оперой  "Великан".

Эта опера разлинована гувернанткой, нотные листки для него писал денщик, оборачивали все это, изображали, золотыми виньетками обкладывали, банты вязали на тех его партитурах детских. Эта поддержка дала ему огромную уверенность в себе, возможно и слишком большую.

Заметив таланты сына, родители пригласили к нему выдающегося музыканта и педагога Рейнгольда Глиера, чье имя сейчас носит Киевская муниципальная академия музыки. Хотя тогда он еще был просто вчерашним студентом, окончил Московскую консерваторию с золотой медалью.

Учеба в консерватории

В 13 лет Сергей Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. К тому времени в багаже у юного композитора из Украины было четыре оперы, симфония, две сонаты и несколько фортепианных пьес. В консерватории его наставниками стали известные музыканты – Римский-Корсаков, Витолс, Лядов, Черепнин. В 1909 году окончил консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. На выпускном экзамене блестяще исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.

Еще во время учебы он становится известным европейским исполнителем. Первый концерт он дал в 1908 году, когда ему было всего 17, а в 1913-м он с успехом отбыл свое первое концертное турне по Европе. Музыкальная критика отмечала определенную эпатажность музыки Прокофьева и его манеры исполнения, однако все понимали, что это – явление. Заголовки статей в газетах того времени пестрели эмоциональными высказываниями: «Пианист-титан», «Вулканическое извержение за клавиатурой», «Карнавал какофонии», «Атака мамонтов на азиатском плато», «Паганини рояля».

Портрет

Портрет Сергея Сергеевича Прокофьева

Творчество Сергея Прокофьева

Поступив в Петербургскую консерваторию (1904 г.) он уже не боялся высказывать свою личную позицию: «Я всегда чувствовал потребность самостоятельного мышления и исследования своим собственным идеям. У меня были постоянные столкновения с моими профессорами в консерватории, поскольку я никогда не хотел что-либо делать только потому, что этого требуют правила» ( запись в дневнике 1918г.).

Портрет молодого Сергея Прокофьева

Портрет молодого Сергея Прокофьева

Прокофьев был очень острым в раннем своем творчестве. Он вспоминает в своей автобиографии, что писал что-то, чтобы поиздеваться над профессором. Он говорит так, а я сделал наоборот.

Ростропович рассказывает, что приходит он к Прокофьеву и тот говорит: «Слава, смотри, я написал такое место соль диез внизу, очень неудобная нота для трубы и труба будет повторять это место энное количество раз». Ростропович говорит: "Это очень неудобно, поменяй инструменты. А Прокофьев говорит: "Ну ты только представь — играют, играют и как только доходят до этого места, я представляю этого трубача, который краснеет. Ему надо это играть в очень низкую ноту чисто попасть ... мучиться-мучиться! Представь, как красиво будет!"

Слава и известность пришли к нему быстро. Уже через 5 лет после первого концерта (в 1908г., на котором, кстати, один из музыкальных критиков скажет: «Этот, конечно, еще покажет себя миру»), Прокофьев отправился в тур по Европе. 

Прокофьев любил эпатаж. Он постоянно нарушал каноны, отстаивая свою творческую позицию. И когда в 1934 году Сергею Прокофьеву присвоили звание почетного члена музыкальной академии в Риме он, с присущим ему чувством юмора, сказал: «Когда-то опрокидывал основы, а теперь записан в академики».

Известный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, для фильмов которого Прокофьев написал музыку, как-то пошутил: «Когда Прокофьев сам танцует, он всегда оттаптывает дамам ноги. Он настолько привык к разложению ритма, что обыкновенный, нормальный человеческий ритм для него труден, у него ноги под это не ходят».

Кстати, всех, кто был лично знаком с Сергеем Прокофьевым, поражало разнообразие его интересов.

Например, он был очень хорошим шахматистом (имел первую категорию). «Шахматы - это музыка мысли»- любил повторять композитор. В 1914 году Прокофьев выиграл шахматную партию у Капабланки (который станет чемпионом мира по шахматам в 1921г.).

Также Сергей Прокофьев мог бы стать выдающимся писателем. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его «Автобиографию» или «Рассказы». А еще, в течение 26 лет, он вел подробный личный дневник.

Список увлечений Прокофьева можно было бы продолжить, но смыслом, содержанием и формой его жизни была музыка. «Считать его рабочим временем только то часы, которые он проводил непосредственно за инструментом или за письменным столом, было бы неверно. Что бы он ни делал в остальное время, мысли его беспрестанно возвращались к музыке. В такие моменты по лицу выражению глаз Сергея Сергеевича можно было заметить, что он как бы отключался от окружающего, а пальцы рук его, сидел ли он, отдыхал в кресле, разговаривал ли с друзьями, лежал ли больной в постели, часто двигались как бы по невидимой клавиатуре» ( из воспоминаний М. Мендельсон-Прокофьевой).

Его наследие - это 130 музыкальных произведений, которые охватывают почти всю палитру музыкальных жанров. К сокровищнице мировой музыки вошли такие шедевры, как оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», симфонии №5,6,7,симфоническая сказка «Петя и Волк».

афиша балета золушка

"Ромео и Джульетта"— мирового масштаба балет. Абсолютно уникален по своей образной сфере - прокофьевской. А с другой стороны есть такое произведение, «Здравица» называется. Оно написано на юбилей Сталина. Это его характер — надо так — я и так могу. Музыка супер профессиональная, очень качественно сделанная, изящная, только слова там о Сталине. Это тоже говорит о портрете композитора, когда он считает, что его профессионализм, его творческое видение — важнее всего. Вот как говорят гений и вор — вот это совпадает в личности Прокофьева на 100 процентов».

Ромен Роллан сказал, что гений не состоит в том, что он нового изобретет, а в том как он умеет синтезировать вещи, которые вокруг него. Прокофьев очень хорошо синтезировал замечательную лирику, он синтезировал ощущение XX века механического движения. Вместе с тем, что интересно, - у Прокофьева наивная детская лирика где-то моцартовского плана. В то же время за каждым разом синтезируется это все и получается неповторимое уникальное произведение.

Сергей Прокофьев создал свой звуковой мир. Поэтому его музыка легко узнается, даже с ранних опусов.

В искусствоведении, среди исследователей, уже сформировалось мнение о том, что истинно великий оригинальный художник обязательно влияет на процесс развития искусства. Бесспорно, что без Сергея Прокофьева мир искусства был бы иным, а значит, его творчество повлияло на развитие мировой музыки.

Список некоторых произведений Сергея Прокофьева

Сказочка 
Прогулка
Ходит месяц над лугами
Марш из "Детской музыки"
Вечер
Пятнашки
Дождь и радуга
Марш из оперы Любовь к трем апельсинам 
Шествие кузнечиков
Тарантелла
Утро
Раскаяние
Вальс из "Детской музыки"
Монтекки и Капулетти
Адажио из балета "Золушка"
Кантата "Александр Невский"
Соната
Сюита из балета "Шут"
Сказка про шута
Сюита №1 из балета "Золушка"
Балет "Золушка" (действие 1)

Личная жизнь

В 1917 он двинется за границу искать славы, впоследствии эти поиски его вернут обратно, уже в Советский Союз.

Чтобы заработать больше денег, получить большую славу, он уехал, когда произошла революция, за границу. Он много концертировал, даже в Чикаго была поставлена его опера — «Любовь к трем апельсинам». То есть вся слава для молодого композитора и концертирующего пианиста у него была. Впоследствии он эмигрировал в Париж, где сотрудничал с известным балетмейстером Сергеем Дягилевым. Дягилев тоже ставил балеты на его музыку, но в Париже Прокофьев чувствовал, что он не может быть первым. Номер один был Стравинский, который с Дягилевым работал еще раньше.

балет каменный цветок

Балет Каменный Цветок

Дягилев наверняка оказал эту услугу ему. Он сказал: "Серж, вы мой второй сын". Первым называя Стравинского. Прокофьев, имея очень большое эго, не мог пережить того, что он не первый в ряду мировых композиторов в той волне сейчас и сегодня. Все-таки решил, что он в Советском Союзе ту пальму первенства получит.

Впрочем, есть и другая версия, почему Сергей Прокофьев возвращается из эмиграции. Мол, Сталин полюбил его музыку и композитор получил предложение жить и работать в Союзе. А Сталин, как известно, не принимал отказов. С 1933 года гастролями, а затем и окончательно, Прокофьев вместе с первой женой и сыном переезжает в СССР.

фотография прокофьева

Прокофьев с первой женой и сыновьями

Вернулся он в Советский Союз со своей женой, Линой Прокофьевой. Времена были не простые, конец 30-начало 40 лет, война. Случилось так, что в 1947 году Лину Прокофьеву отправили в ГУЛАГ. В 1948 году он женился на Мире Мендельсон. Говорят, что мира Мендельсон имела тесные связи с КГБ. Мира Мендельсон не покидала его, была постоянно с ними. Жена, ну практически как нянька.

2 жена Прокофьева - Мира Мендельсон

Он был бдителен. Он скрывал паспорта Нансена вплоть до 1948 года. Уже даже когда жена была арестована, то есть он сдал очень поздно эти паспорта, будучи уже второй раз женат. Еще надо пол века ждать,и возможно будут открыты определенные вещи. Не все произведения еще исполнены, не все произведения еще изданы. Он завещал, что его архивы могут быть открыты за сто лет после его смерти — только в 2053 году.

В архивах ждет не только «неизвестное» музыкальное слово Прокофьева, но и литературные произведения. Ведь маэстро имел также и писательский талант.

"Он был очень критичен, у него даже цикл есть — «Сарказмы», он был иронически саркастичен. С одной стороны дружил с людьми, как вот с французами, с представителями «шестерки» (объединение французских композиторов в Париже — ред.). С Пуленком Францисом играл в бридж, очень был с ним близким, поддерживал музыку, а в дневниках и в прессу давал такие факты, что это мертвечина, а не музыка.

Болезнь и смерть

Возвращение Прокофьева стало его триумфом и трагедией. С одной стороны, СССР и лично Сталин сразу подняли его на флаг пропаганды. Он шесть раз становился лауреатом Сталинской премии (из них трижды – в течение 1946 года). Он пишет музыку к историческим кинофильмам Сергея Эйзенштейна "Александр Невский» и "Иван Грозный", которые имеют бешеную популярность.

Но в 1948 году Сергей Прокофьев вместе с целым рядом других виднейших советских композиторов (Шостаковичем, Мясковским, Поповым, Шебалиным, Хачатуряном), обвиненными в так называемом «формализме в искусстве», становится объектом политических гонений. На Первом съезде композиторов СССР 1948 года Сергей Прокофьев подвергся жесткой критике, причем главными обвинителями выступали близкий друг музыканта Борис Асафьев и композитор Тихон Хренников.

Такая травля подорвала здоровье композитора, страдавшего гипертонией. В последующие годы он много и тяжело болел, почти не выходя из квартиры или не покидая дачи. Но при этом, даже до смерти, он продолжал писать музыку.

Сергей Прокофьев скончался в 61 год. Композитор умер во время работы над произведением в день смерти Сталина — 5 марта. Следовательно, новость о его смерти появилась позже. Поговаривают, что даже в этом Прокофьеву не удалось быть первым, ведь все внимание было направлено на прощание с вождем.

Творческое наследие композитора – это 130 музыкальных произведений, среди которых 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов для оркестра, которые вошли в сокровищницу мировой музыки.

Композитор(исполнитель)