Рококо в музыке - особенности стиля и основные черты

Рококо как направление европейского искусства возникло в результате развития стиля барокко. Во Франции этот появился в начале XVIII века, в конце правления Людовика XIV. Аристократы воспринимали жизнь как непрерывный праздник, и новое направление, проявившееся во всех видах искусства, должно было украшать эту жизнь.

Термин „рококо” происходит от французского слова rocaille, что значит „ракушка”. Название раскрывает самую характерную черту рококо - стремление к сложным формам, вычурным линиям, излишеству украшений. Искусство рококо построено на асимметрии, что создает впечатление беспокойства и неустойчивости. Этим рококо отчасти напоминает стиль барокко. Но, в отличие от барокко, у рококо нет напряженной торжественности, формы рококо мельче, цвета более мягкие. Цель искусства рококо – не ошеломить, а развлечь, произвести приятное впечатление. Картины, скульптуры и литературные произведения стиля рококо создавались преимущественно на любовные сюжеты.

Основная характеристика музыки рококо

B XVIII веке во Франции самым любимым инструментом стал клавесин, для которого писали произведения многие композиторы: Жак Шамбоньер, Жан Франсуа Дандрие, Жан Филипп Рамо и другие.

Особенно много работал в этом направлении Франсуа Куперен (1668-1733 гг.), который написал для клавесина более 240 пьес. Эти произведения отличаются нарядной грацией, тончайшей отделкой деталей, они роскошно украшены, что характерно для стиля рококо.

Пьесы мастеров клавесинной миниатюры очень разнообразны, в большинстве изображают какие-то предметы или явления и имеют соответствующие названия („Камыши”, „Маленькие ветряные мельницы” Куперена, „Курица”, „Тамбурин” Рамо, „Кукушка” Дакена и другие). Чаще всего в таких пьесах композиторы использовали форму рондо или вариаций. Произведения французских композиторов для клавесина так красивы и выразительны, что и сейчас их охотно исполняют пианисты.