В XIV веке в культуре Италии возник направление, что провозглашал наибольшей ценностью человека и его величие — гуманизм. Гуманистов вдохновляла античность, которую они считали образцом совершенства, источником знаний и художественного творчества. В течение XV–XVI веков гуманизм распространился и в других европейских странах. На его основе возникло искусство Возрождения, или Ренессанса, которое должно было возродить античную культуру. Вместе с тем искусство Ренессанса во многом влияли традиции Средних веков и христианская церковь.
Эпоха возрождения в Европе и ее влияние на музыку
С эпохой Возрождения связан расцвет литературы, науки и искусства, сначала в Италии, а затем в других европейских странах. Искусство опиралось на открытия в науках — анатомии, физике, математике.
Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства очень изменились, стали ближе и понятнее для человека. Появились новые жанры, более земной и доступной стала тематика произведений.
Музыкальное искусство также претерпело изменения. Влияние Возрождения было заметно прежде всего в народной музыке Италии. Возникли разнообразные песенные жанры: карнавальные песни, баркаролы (песни лодочников), крестьянские вилланели. В XIV веке в этих жанрах сочиняли песни на стихи Петрарки и других поэтов с аккомпанементом лютни и виолы профессиональные музыканты. Наиболее любимыми жанрами были баллата (танцевальная песня) и лирический мадригал — песня для трех голосов, которая выполнялась на родном („материнском”) языке.
В XV веке самыми популярными жанрами стали городская фроттола и сельская вилланела, связанные с народной музыкой.
В XVI веке наивысшего расцвета достиг мадригал. Прекрасные мадригалы писал князь Карло Джезуальдо ди Веноза на стихи своего друга, известного поэта Торкватто Тассо. Возник новый тип мадригала — драматический, или мадригальная комедия, которая исполнялась в ролях и подготовила появление оперы.
Наиболее распространенным инструментом итальянского Возрождения стала лютня. Для нее было написано множество произведений разными композиторами, самый известный из них — Франческо да Милано.
Много произведений было написано для органа. Сложились новые жанры — прелюдия, ричеркар, канцона, что подготовили развитие органной полифонии.
Церковная музыка эпохи Возрождения в Италии была в основном вокальной, а ведущим жанром — месса. Это многочастное хоровое произведение на обязательные тексты молитв на латинском языке. Основных частей было пять:
-
Kyrie eleison (Господи, помилуй),
-
Gloria (Слава),
-
Kredo (Верую),
-
Sanktus (Свят Господь Бог),
-
Agnus Dei (Агнец Божий).
В хоровом пении сложился так называемый „строгий стиль” — в музыке избегали хроматизмов, увеличенных и уменьшенных интервалов, ограничивалось употребление диссонансов. Музыка отличалась рассудительностью, невозмутимо ясной и строгой красотой.
В итальянской церковной музыке образовалось две школы: римская и венецианская.
Главой римской стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Его многочисленные (более пятисот) произведения поражали высоким мастерством. Музыка Палестрины, проникнутая глубокой человечностью, была образцом для многих композиторов XVII—XVIII веков в различных странах Европы.
Основателем венецианской школы стал Адриан Вилларт, который разрабатывали пышный хоровой стиль, с более сложным музыкальным языком и смелыми звукосочетаниями.
Итальянское Возрождение оставило и труды по теории музыки. Ученый монах Джозеффо Царлино написал книгу „Установления гармонии”, в которой попытался объяснить закономерности музыки своего времени.
С конца XVI века в Неаполе, а затем в Венеции появились консерватории — приюты для детей-сирот, отдельно для мальчиков и девочек, где их обучали профессиональному пению и игре на музыкальных инструментах. Позже эти приюты превратились в профессиональные музыкальные учебные заведения.
Музыка эпохи возрождения в Северной Европе
В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии и других — в отличие от Италии, не было античных памятников. Ренессанс в этих странах — не возрождение древних идеалов, а искусство, зародившееся под влиянием Италии.
В Северной Европе новая культура сформировалась под влиянием готики, ее становление происходило в традициях христианства. Считалось, что образ Бога отражен в земном мире, который является продолжением мира небесного. В итальянском Возрождении человек рассматривалась как вершина развития мира, самое совершенное творение Бога. В Северном Возрождении человек тоже прекрасен и величественен, но не больше, чем любое другое проявление природы.
Музыка Нидерландов
Нидерланды эпохи Возрождения — это территория, на которой сейчас расположены Голландия, Бельгия и Люксембург. В средние века труженики Нидерландов превратили эту бедную землю в цветущий край, славившийся торговлей и ремеслами.
Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV веке. XV–XVI века в Нидерландах — эпоха расцвета хоровой полифонической музыки, вобравшая в себя традиции многих стран. Этому способствовали широкие торговые и культурные связи нидерландских городов, их богатая музыкальная жизнь, а также хорошо поставленное музыкальное образование в метризах — закрытых школах-приютах.
Среди мастеров хоровой полифонии Нидерландов наиболее известные :
-
Гийом Дюфаи,
-
Жоскен Депре,
-
Орландо Лассо.
Все они, опираясь в своем творчестве на народную мелодику Нидерландов, были в то же время хорошо знакомы с музыкой композиторов Италии, Франции, Германии и использовали их опыт в своем творчестве. Великие композиторы Нидерландов писали не только церковную, но и светскую музыку, их произведения любили и при дворах королей, и в народе.
Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы, произведения этих композиторов широко использовали музыканты последующих эпох.
В конце XVI — начале XVII веков центром экономики и общественно-политической жизни стала Голландия. Наиболее яркий музыкант и композитор этого времени — органист Ян Питерс Свелинк.
Музыка Франции
Начало эпохи Возрождения во Франции совпало с тяжелым периодом ее истории — Столетней войной. Искусство французского Возрождения, опираясь на формы готического искусства, искало новые принципы. Во французской литературе это проявилось в творчестве сатирика Франсуа Рабле, поэта Франсуа Вийона, в изысканной поэзии Ронсара и философии Монтеня.
Как и в Италии, новые черты французской музыки проявились прежде всего в народной песне. Возникли новые жанры:
- ноэли (песни на религиозные тексты),
- ле (одноголосные песни с сопровождением),
- шансон (многоголосные песни).
Первым композитором французского Возрождения стал Гийом де Машо (XIV век), который написал много как церковной, так и светской музыки.
Вершиной в музыке французского ренессанса считается творчестве Клемана Жанекена (1485-1558 гг.), который, как предполагают, был учеником Жоскена Депре. Кроме церковных сочинений, Жанекен оставил около двухсот восьмидесяти песен-шансон, в музыке которых широко используются французские народные мелодии.
Кроме идей гуманизма в эпоху возрождения существовали и другие идейные влияния, в частности протестантизм, или Реформация, которая была направлена на борьбу с диктатурой католической церкви. Разновидностью протестантизма во Франции было движение гугенотов. С приходом во Францию протестантского движения и началом религиозных войн в конце XVI века в церковной музыке возникло новое направление — гугенотские псалмы, в которых композиторы отказывались от латыни и полифонии, предпочитая единогласном пения.
Музыка Германии
В XV–XVI веках Германия была страной, раздробленной на множество княжеств. Император избирался съездом князей и короновался Папой Римским. В Германии особенно сильна была зависимость от Рима и враждебность ее жителей в католичество, поэтому движение Реформации, возглавленное в начале XVI века Мартином Лютером, поддержала большая часть населения.
В начале эпохи Возрождения в Германии уже было хорошо развито песенное искусство. Народные песни собирали и записывали, а потом использовали в своем творчестве профессиональные музыканты. К этому источнику обратились и деятели Реформации, которые считали, что необходима реформа церковной музыки. По мнению Мартина Лютера, который неплохо знал музыку, для церковного пения необходимы были простая и ясная мелодия, равный несложный ритм, четкая форма. Тексты молитв исполнялись на немецком языке. Так возникли протестантские хоралы, мелодии к которым подбирали Мартин Лютер и его друг Иоганн Вальтер, приспосабливая народные напевы. Для некоторых хоралов Мартин Лютер писал музыку сам.
Хоралы исполнялись одним голосом или четырехголосными аккордами с мелодией в верхнем голосе. Создавались также сложные полифонические произведения на основе хоральных мелодий. Хорал оказал влияние и на инструментальную, особенно органную музыку. Возникли художественные обработки хоральных напевов для органа и других инструментов в виде вариаций и прелюдий.
Сохранились также образцы профессиональной светской музыки немецкого Возрождения. Это танцевальная музыка, многоголосные песни с аккомпанементом, произведения для лютни, которую очень любили также и в этой стране.
С эпохой Ренессанса связано и творчество мейстерзингеров — городских ремесленников, которые составляли песни. Самый известный из них, сапожник Ганс Сакс, написал около шести тысяч песен.