Марши, которые со временем стали ”свадебными"

С первых аккордов мы узнаем марш Мендельсона и четко понимаем его назначение – свадебная церемония! Но когда и почему этот марш был создан, и кто сделал его “свадебным”? И какие еще “свадебные” марши из оперы перекочевали к церкви?

Когда свадебный марш стал свадебным маршем

С древних времен, когда еще королева Виктория творила изысканное искусство этикета, она, как и любая коронованная особа, приглашала на чашку чая многих тогда выдающихся людей. Одним из них был Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди или просто – Феликс Мендельсон.

Поэтому Феликс посещал Англию, исполняя свои произведения для королевы и ее семьи, даже не подозревая, что именно старшая дочь королевы Виктории – Виктория Аделаида Мария Луиза, откроет миру музыку Мендельсона, найдя для нее трон, где она царствует и до сих пор. Речь конечно же идет о «свадебном марше». Он не был написан отдельно, исполняясь как часть большего циклического произведения «Сон в летнюю ночь» – музыки к одноименной комедии Уильяма Шекспира.

Сначала Феликс написал лишь концертную увертюру (фр. оuverture – открытие, от лат. apertura — открытие, начало) – это инструментальное начало театрального произведения или оперы. 

Но тогдашний король Пруссии Вильгельм IV, ознакомившись с его музыкой, предложил дополнить это произведение. Вот тут и появились те 11 частей, одной из которых является «Свадебный марш». 

Первое его исполнение бесследно исчезло между другими тогдашними премьерами, но оно не смогло укрыться от принцессы Виктории, которая, имея превосходное музыкальное образование и вкус, изъявила желание самой выбрать музыку на собственную свадебную церемонию с принцем Фридрихом III, который был племянником Фридриха Вильгельма IV. После нее «Свадебный марш» стал едва ли не самым популярным церемониальным маршем за всю историю.

свадьба королевы Виктории

Свадьба Виктории Аделаиды Марии Луизы и принца Фридриха III. John Phillip

Несколько слов о произведении

«Сон в летнюю ночь» В. Шекспира – его самая поэтическая комедия. Произведение стало парадоксальным сочетанием античной мифологии и литературы, и английского фольклора. Именно на шекспировский манер интерпретировали своих героев будущие авторы. Однако, для Мендельсона важным был не только сюжет, но и сама поэтика и ее звучание как музыкальной единицы. Он пытался передать звуком том, что Шекспир совершил словом. Каждая из 11 частей имеет или свою программное название или жанр, который говорит сам за себя.

Перед тем как слушать произведение, прочитайте краткое описание комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира, и лишь после этого включайте музыку, закрывайте глаза и погружайтесь в нее с головой!

Главный конкурент марша Мендельсона

Принцесса Виктория выбрала еще одно произведение для своей свадебной церемонии, которое стало братом по славе и приурочению к исполнению. Этим произведением был «Свадебный хор» из оперы «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. 

Однако недоумения не прекращаются. Опера "Лоэнгрин" Вагнера, как обычно, имеет очень запутанный сюжет со многими необоснованными моментами. Один из них - женитьба молодой девушки с неизвестным ей Лоэнгрином, который хоть и спас ее от казни за убийство пропавшего брата, которое она не совершала, но заставил ее дать обещание, что Эльза никогда не будет спрашивать его, кто же он, и откуда. Девушка соглашается, но другие персонажи пытаются посеять сомнение, и, в конце концов, им это удается. После свадьбы Эльза ставит ультиматум, боясь, что Лоэнгрин покинет ее. Из – за  обстоятельств Лоэнгрин раскрывает свою личность - рыцаря Грааля. Теперь он вынужден ее покинуть, так как Эльза не сдержала слова. Все заканчивается тем, что Лоэнгрин покидает Эльзу…

Хоть для опер Вагнера это будничный сюжет, но музыка написана именно к нему, и все больше людей говорят о негативном его подтексте для супружеской пары. Однако, иногда нужно абстрагироваться от разного рода провокаций в восприятии музыки. «Свадебный хор» Вагнера хоть и имеет очень интересный смысл в контексте оперы, но музыка, лишенная тяжелой вагнеровской музыкальной идеологии, становится настолько легкой, что прекрасно вписывается в свадебную церемонию. Сегодня у этого произведения есть и другое название «Here Comes the Bride» («Вот и невеста идет»), то есть он звучит в момент шествие невесты к алтарю, тогда как мендельсоновський звучит при выходе молодых из церкви.