Лучшие саундтреки 2019 года

Саундтреки уже давно не воспринимаются как сопроводительная музыка в кино, о которой забываешь после просмотра. Работы композиторов часто попадают в музыкальные чарты, а «золотая эпоха сериалов» дает музыкантам больше возможностей для экспериментов. В этом году Трент Резнор и Аттикус Росс умудрились вообще принять участие в создании альтернативного мира, устроив фанатам метафизические игры на несколько уровней.

Поэтому поскольку саундреки переживают свой очередной ренессанс, мы решили не ограничиваться кинематографом, а рассмотреть и сериалы. Поэтому, в этой статье расскажем о наиболее интересных музыкальных сопровождениях, которые слышали в 2019 году (скачать саундтреки).

«Хранители»

Когда в сентябре 2018 года стало известно, что Трент Резнор и Аттикус Росс напишут музыку к «Хранителям», волна интереса к сериалу поднялась еще выше — музыканты, успевшие поработать с Дэвидом Финчером и Полом Томасом Андерсоном, дебютировали на телевидении. Интересно, что когда Линделоф предложил продюсерам HBO привлечь их к работе, то с удивлением узнал, что те за несколько дней до этого обращались к каналу с предложением сотрудничества, ведь являются большими фанатами не только «Хранителей», но и сериалов шоуранера. Как результат, сотрудничество превратилось в уникальный саундтрек. 

"Однажды в… Голливуде"

Все мы знаем, как Квентин Тарантино подходит к созданию музыкального сопровождения для своих фильмов — собирает микстейп любимых песен, которые бы максимального подходили к атмосфере ленты. В «Однажды» ему было даже проще — постановщик фактически воссоздавал атмосферу 1969 года, собрав хиты, которые в то время ставили на уши Лос-Анджелес. В фильме можно услышать песни Paul Revere & the Raiders, Deep Purple, Simon & Garfunkel, Нила Даймонда и еще немалого количества музыкантов.

Что можно услышать в саундреке, который выпустили на отдельных носителях, так это заимствованные композиции из других фильмов. Так в «Однажды в Голливуде» звучат мелодии Бернарда Геррманна, Лало Шифрина и Элмера Бернстайна. Кроме этого, Леонардо Дикаприо в образе Рика Датона исполняет в фильме песню The Grееn Door — хит Джима Лоэ, который возглавил чарты 1956 года. Еще одна важная часть ностальгии Тарантино включает в себя музыку, которая звучала в открывающих титрах сериалов, среди которых «Бэтмен» и «ФБР».

«Джокер»

Протеже талантливого Йохана Йохансона, Хильдур Гуднадоттир в этом году отметился в качестве композитора сразу в двух громких проектах — сериале «Чернобыль» и драме «Джокер». И если музыкальное сопровождение для проекта HBO представляет собой скорее экспериментальные шумы, которые композитор записала на Игналинской АЭС в Литве, то саундтрек к «Джокеру» — полноценное музыкальное произведение с протяженными струнными и минималистичным звуковым дизайном. Гуднадоттир насыщает музыкальное сопровождение виолончелью (своим титульным инструментом) и скрипками. Партитуру в некоторых треках дополняют пышные и методические барабаны, но перкуссия постоянно заглушается нарастающими струнными.

"Джокер" - один из самых мрачных и меланхоличных саудтреков года, Хильдур писала его еще до старта съемок, получив от Тода Филлипса лишь сценарий. Такая практика не слишком распространена, но режиссер хотел, чтобы композитор создала саундтрек, полагаясь лишь на собственные эмоции. Так ее работа дальше имела свое влияние на Хоакина Феникса: сцена танца в туалете после первого убийства Артура — чистая импровизация актера, которому во время съемок поставили главную тему «Джокера», написанную Гуднадоттир.

"Эйфория"

Шоу от HBO заслужило от критиков звание самого актуального сериала о подростках и совсем не зря — его автор Сэм Левинсон еще в «Нации убийц» доказал, что знает как говорить о поколении инстаграмма. Саундтреком занимался Labrinth, который не так давно успешно выпустил коллаборацию с Sia и Diplo. Левинсону понравился подход музыканта к работе (менеджер последнего был его другом), поэтому Сэм пригласил его поработать вместе.

Сам Labrinth описывает саундтрек для шоу как полу-магический, но в то же время полу-сумасшедший и полу-психотический — именно такими артист помнит свои тинейджерские годы. В результате получился тягучий и эклектичный саунд, который идеально подчеркнул не только визуальный стиль режиссера, но и психологические переживания героев. Зендая тоже приняла участие в работе над музыкой — вместе с Labrinth она записала трек All of Us, мотив которого можно услышать в каждой серии, и который оформляет кульминацию в финальной серии.

"К звёздам"

Мастер постминимализма, Макс Рихтер зарекомендовал себя как автор музыки к «Вальсу с Баширом» Ари Фольмана и «Острова проклятых» Мартина Скорсезе. Он писал саундтреки для сериалов The Leftovers и Taboo, но в этом году Рихтер вернулся к синтезу инструментальной и электронной музыки в космическом монохромном «К звездам» с Брэдом Питтом. Рихтер периодически меняет атмосферу хоррор-скрипок на футуристические тональности. Где-то в середине саундтрека в музыкальную палитру просачиваются духовые и высокие синтетические звуки, напоминающие хоровое пение.

Здесь стоит добавить, что в саундтреке «К звездам» кроме музыки Рихтера присутствуют дополнительные музыкальные темы от ирландского композитора Лорна Белфа, протеже Ханса Циммера. С Циммером они записали множество музыкальных сопровождений, в том числе для «Начала» и «Темного рыцаря» Нолана. Как результат, в музыке Белфа сложно не заметить влияние наставника — более оркестровая форма, насыщенные струнные, синтезаторы как будто из «Бегущего по лезвию». 

"Слишком стар, чтобы умереть молодым"

Можно по-разному относиться к сериального дебюта Николаса Виндинга Рефна, но Too Old To Die Young точно стал одним из самых интересных стилистических экспериментов этого года. История детектива Мартина Джонса (Майлз Теллер), который путешествует криминальным миром Лос-Анджелеса, работает не только за счет характерной эстетики Рефна, но и благодаря эклектической музыке Клиффа Мартинеза. Еще до работы в кино, композитор успел поработать с Red Hot Chili Peppers и капитаном Бифхартом, поэтому он легко переключается между приставучими, минималистичными мотивами и экстравагантными экспериментами.

Критики называют саундтрек к Too Old To Die Young одной из лучших работ Мартинеза – а это довольно серьезно, ведь композитор также писал музыку к большинству фильмов Стивена Содерберга и регулярно работает с Рефном. В частности в новой коллаборации с режиссером сохранились фирменные приемы Клифа, которые мы уже имели возможность слышать и в «Драйве» и в «Неоновом демоне» – тяжелые и атмосферные синтезаторы с реверберацией. Впрочем, есть здесь и кое-что новое для Мартинеса – синтез электронных тонов с виолончелью, фортепиано и гитарой.

"Мы"

Саундтреки к хороррам обычно имеют довольно предсказуемый формат – чаще всего композиторы усиливают ощущение тревоги зловещим хоровым пением (например, как в «Экзорцисты»), резкими скрипками или экспериментами с электронной музыкой. Режиссер Джордан Пил и композитор Майкл Эйблс (он, кстати, также написал музыку к «Ловушки») пошли альтернативным путем – пугающая история семьи Уилсонов развивается под классические рэп-хиты, веселый серферский рок и ритмичные песни Жанель Монэ. Все это лишь подчеркивает жуткую идею фильма – ужасные вещи могут происходить даже в самых спокойных локациях, и с наиболее среднестатистическими семьями.

Относительно работы самого Абелса, канонические скрипки композитор дополняет японскими барабанами тайко, детским пением и даже кимвалами. К примеру, хип-хоповую классику "I Got 5 On It" он специално замедляет и миксует со струнными. Еще одна приятная особенность этого саундтрека-то, что его хочется переслушивать не только на Хэллоуин. Согласитесь, это необычно – музыку к большинству фильмов ужасов хочется поскорее забыть.

 

«Король»

Николас Брителль среди тех композиторов, кого в равной степени вдохновляют как Рахманинов и Филипп Глас, так и Куинси Джонс с Dr Dre. Для саундтрека «Лунного света» он наложил хип-хоповою технику «chopped and screwed» на академическое звучание скрипки. Теперь перед Брителем встала новая задача — написать музыкальное сопровождение к шекспировскому кино, действие которого происходит в XV веке, так, чтобы он звучал вне времени. Композитор пропускает через специальные фильтры бас-кларнет, берет за основу тысячелетние гармонии бардов, насыщает музыку батальных сцен металлическими отзвуками.

В конце концов, это один из самых классных саундтреков в нашей подборке за счет вибрирующих струнных партий, идущих рефреном. Однако в «Короле» также присутствуют препарированное фортепиано, духовые, хоровое церковное пение и электронные перкуссии. За свою карьеру Николас Бритель зарекомендовал себя как композитор фильмов Барри Дженкинса и Адама МакКея, но саундтрек к «Королю» — пока его самая хмурая и самая оркестровая работа.