Лучшие произведения И.С. Баха

Бранденбургские концерты. Концерт №3 Соль мажор (BWV 1048)

В жанре концерта работали практически все композиторы эпохи барокко, и создали сотни, а возможно и тысячи уникальных образцов. И.С.Баху в шести Бранденбургских концертах удалось сделать своеобразный итог жанра, ведь мы можем увидеть и замечательные concerto grosso, где сольная группа состоит из нескольких инструментов, и образцы сольного концерта.

Бранденбургский концерт №3 часто называют прототипом струнного квартета, ведь здесь композитор применяет только струнную группу: трем скрипкам, альтам и трем виолончелям аккомпанирует генерал-бас:

Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор (BWV 1043)

В творческом наследии композитора нет большого количества двойных концертов, однако один из них действительно является филигранным и деликатным драгоценным камнем! Изящная партия двух солистов на фоне непринужденного сопровождения струнных и клавесина непременно оставляет незабываемые впечатления после прослушивания. Особенной является рапсодическая медленная часть концерта, которую кинорежиссеры часто используют в самые эмоциональные моменты фильмов.

Французские сюиты для клавесина (BWV 812-817)

Эти шесть композиций для клавесина созданы И. С. Бахом на протяжении 1722-1725 годов. Название "Французские" не принадлежит композитору, а дано в 1762 году Фридрихом Вильгельмом Марпургом, немецким музыкальным критиком, теоретиком и композитором. Также его активно популяризировал первый биограф Баха, Иоганн Форкель. Однако оно является неточным, ведь тематизм сюит указывает скорее на итальянские влияния, а во «французском стиле» написаны только Куранты из Сюиты №1 и №3.

Своеобразным подтверждением традиции названия цикла сюит может также служить тот факт, что в части рукописей, которые сохранились и до сих пор, название произведения указано на французском языке («Suites Pour Le Clavecin»).

Кантаты: «Jesus bleibet meine Freude» (BWV 147), «Ich habe genug» (BWV 82)

Среди вокально-инструментальных композиций Баха наибольшую часть составляют кантаты, ведь их сохранилось более 200 образцов. Известно, что первые кантаты написаны еще в 1707 году, когда он переехал в Мюльгаузен. Немало образцов относятся к периоду, когда он занимал должность директора церковной музыки в Ляйпциге. Написание кантат было его прямой обязанностью, поэтому в течение каждой недели он должен был написать, изучить с исполнителями, а в воскресенье после службы выполнить новый образец в этом жанре.

Духовные кантаты И.С. Баха обычно содержат партии одного, двух или четырех солистов, четырехголосный хор и небольшой оркестр. Многие из них органично сочетают тексты Библии, поэзии и протестантские хоралы. Некоторые из них строятся исключительно на одном хорале.

Партиты для клавесина: №2 до минор (BWV 826), №6 (BWV 830)

Партиты для клавесина являются последним циклом сюит в творчестве И. С. Баха. Из трех созданных циклов (Французских, Английских сюит и Партит), он является наиболее сложным с технической точки зрения. Согласно традициям XIX века, эти композиции часто еще называют немецкими сюитами. Все шесть партий отличаются свободными структурами построения номеров. В английских сюитах и Партитах композицию, как правило, открывает одна «нетанцевальная» пьеса, которая служит своеобразным вступлением в цикл. Однако, если в английских сюитах это лишь прелюдия, то в Партитах И. С. Бах значительно расширяет диапазон подобных образцов: здесь мы видим уже прелюдию, Увертюру, фантазию, Токату и Симфонию.

Слушать: BWV 826

Слушать: №6 (BWV 830)

Страсти по Матфею (BWV 244)

Последним пунктом нашего плей-листа станет композиция, которая в эти дни является чрезвычайно актуальной и особой – Страсти по Матфею (BWV 244).

Пасионы – это масштабные хоровые произведения, рассказывающие о страданиях и смерти Иисуса Христа. Довольно часто этот жанр ассоциируется именно с творчеством И. С. Баха, ведь композитор сумел создать необычайные образцы, которые увлекают и побуждают к размышлениям!

Первоначально страсти И. С. Баха были предназначены для исполнения в Великую пятницу в церквях св. Фомы и св. Николая в Ляйпциге. Известно, что композитор написал 4 или 5 Пансионатов, однако до наших дней сохранились лишь два образца: Страсти по Матфею и Страсти по Иоанну.

Композитор(исполнитель)