Иоганн Себастьян Бах: краткая биография

Жизнь и творчество Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян Бах родился 21 марта 1685 года. В его семье все были музыкантами, начиная от прапрадеда. Их музыкальное дарование передавалось из поколения в поколение. Когда Иоганну Себастьяну исполнилось пять лет, отец подарил ему скрипку. Он быстро выучился на ней играть и музыка стала неотъемлемой частью его жизни. Малый скрипач, обладая очень красивым голосом, пел в хоре городской школы.

Но счастливое детство кончилось рано, когда будущему композитору только исполнилось 9 лет, умерла его мать, а через год — отец. Мальчика взял к себе его старший брат. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, а параллельно брат обучал его игре на органе и клавире.

Но одного исполнения мальчику было мало — он хотел сам творить музыку. Как - то ему удалось пробраться во всегда запертый шкаф и достать нотную тетрадь, где брат прятал записанные произведения знаменитых в то время композиторов. По ночам тайком при лунном сиянии (поскольку свечу достать было невозможно) маленький музыкант переписывал их. Когда полугодовая работа уже близилась к завершению, брат застал его за этим занятием и отобрал все, что было сделано. Тогда юный Себастьян со слезами на глазах воскликнул: "тогда я сам напишу такую музыку, даже лучшую!"

...Полный месяц светит так ярко, что Себастьяну не приходится напрягать зрение. Он отчетливо видит каждую мельчайшую деталь. Так, наконец сегодня он закончит переписывать ноты, что нашел в шкафу, осталось меньше страницы. Вдруг чья-то рука хватает парня за плечо. Неужели брат? Тогда вырываться бесполезно – занятия на органе сделали пальцы Иоганна Христофа железными. Что будет дальше, Себастьян знает хорошо: невыносимо скучно и долго брат будет морализировать, что в каждом деле следует соблюдать порядок, вспомнит своих учителей и, в конце концов, в завершение добавит, что теперь, когда ушли из жизни их родители, именно он, Иоганн Христоф остался единственным опекуном и воспитателем младшего брата. Тетрадь, конечно, не отдаст, – напрасно пропали шесть месяцев кропотливого труда. А главное - свелась на нет Надежда поиграть вместо этих скучных упражнений настоящую музыку. Себастьян чувствует, как горло сжимает спазм, да нет - он сдержится, ни за что не заплачет…

Иоганн Христоф замолкает и внимательно смотрит на брата – строптивого, упрямого, горячего. Что ждет его в стране, где царит страх и требуется абсолютная покорность?

В 15 лет Бах начинает самостоятельную жизнь — учится в школе церковных певчих. По окончании учебы мечта Баха о поступлении в университет не осуществилась, поскольку нужно было зарабатывать деньги на жизнь. Недовольство условиями работы, унизительное и зависимое положение заставляло композитора переезжать из города в город. Еще несколько раз он меняет место работы, пока не устраивается придворным музыкантом у герцога Веймарского.

... Церковь в Арнштадте довольно скромная-невысокие стены, черепичная крыша. Орган хоть и небольшой-всего два мануала, однако новый. С органистом городу вроде бы повезло: в 20 лет он уже имеет отличные аттестации да еще и принадлежит к роду известных тюрингских музыкантов. И юноша знает свое дело-никогда еще арнштадтцы не слышали такой игры.

Обычно музыка в церкви лишь сопровождала службу. У Баха она привлекала внимание от первых аккордов. Орган у него то, казалось, взрывался с бешеной силой, то властно, убедительно будто говорил к собравшимся, пронизывая насквозь. Молодой исполнитель, похоже, был просто одержим звуками: начинал прелюдию до хорала и забывал о певцах. Те растерянно переглянулись, а он все играл и играл. А играл Бах и во время службы, и по вечерам уже сам. Одиночные удивленные прохожие прислушивались к мощным звукам органа, раздававшимся по ночным уснувшим улицам. Такого раньше им не доводилось слышать.

Осенью 1705 года органист взял отпуск для поездки в Любек и вместо четырех недель отсутствовал несколько месяцев. Там, в Любеке, судьба свела его с Дитрихом Букстехуде. Вдохновенное, свободное от устаревших правил исполнение артиста нельзя было сравнить с игрой большинства провинциальных органистов. Искусство музыканта так захватило Баха, что он готов был остаться в Любеке и на год. Конечно, по возвращении над ним поступили суд. Вспомнили и то, что вводил в хорала много странных вариаций, и то, что поначалу играл слишком долго, а потом наоборот, и то, что посмел музицировать в церкви перед посторонним лицом женского пола..

Он вступил в капеллу Веймарского герцога. Работы было крайне много: Бах совмещал обязанности скрипача, клавесиниста, органиста и композитора. Частенько приходилось сидеть по ночам, чтобы вовремя закончить заказанное произведение, но он не скучал по Арнштадту. К тому же герцог отпускал его в другие города. Игра Баха увлекала слушателей, и это, вероятно, льстило Властелину.

Когда у музыканта спрашивали, как он достиг такого исполнительского совершенства, он неизменно отвечал: «Мне приходилось добросовестно работать. Кто будет таким же усердным, - достигнет того же». Да, он умел трудиться. А еще – умел учиться. В Люнебурге внимательно изучал произведения старых мастеров, переписывал партитуры, много слушал знаменитых органистов.

Сам же Бах превзошел предшественников не только в искусстве игры на органе, но и в написании сочинений. Среди ливня органной литературы прелюдии, фантазии, токкаты и фуги Баха остаются и сегодня непревзойденными по глубине и богатству содержания.

Однако судьба словно игралась с музыкантом: то испытывала на прочность, то улыбалась ему. Так в 1716 году он снова лишился работы, а за свою непреодолимую дерзость даже попал под арест. Однако и там в течение месяца создал целую клавирную книжку для старшего сына Вильгельма Фридемана.

Но впоследствии та же судьба в очередной раз сделала реверанс: кетенский принц Леопольд, который любил музыку и сам неплохо играл на виоле да гамба, узнав, что Бах безработный, поспешил предложить ему место. Новые обязанности не перегружали Иоганна Себастьяна: каждый день он аккомпанировал Леопольду и управлял маленькой капеллой. Огорчало разве то, что в Кетене не было органа. Зато Бах мог больше внимания уделять другим инструментам.

В капелле Иоганн Себастьян познакомился с замечательным виолончелистом Абелем и написал для него несколько сюит. Неизвестно, справился ли с ними Абель. Ведь в этих произведениях композитор обращался к таким возможностям виолончели, о которых исполнители тех времен еще понятия не имели. Настоящее открытие баховских сюит состоялось аж через два столетия, когда испанский мальчик Пабло Казальс нашел их среди кучи старых нот. 12 лет Пабло изучал, разучивал эти произведения и лишь потом решился заиграть одну из сюит в концертном зале. До того никто из музыкантов не играл баховских сюит полностью, а лишь частями.

Вообще виолончель во времена Баха еще не открыла всех своих секретов, а вот скрипка уже давно была признана примой среди инструментов. Особенно в Италии, где для нее писали прославленные композиторы Арканджелло Корелли, Джузеппе Тартини, Антонио Вивальди. Бах внимательно изучал их творчество, но в том, что творил сам, оставался собой.

... Музыку в доме кетенского капельмейстера было слышно с утра до ночи. Играл хозяин, упражнялись его ученики и старшие сыновья. С Фридеманом отец штудировал композицию. Помня, как ребенком томился над бесконечными упражнениями, для шестилетнего Карла Филиппа Эмануэля написал коротенькие пьесы. (Все эти менуэты, полонезы и алеманды служат школой для начинающих пианистов и ныне.)

Клавесин Бах сам чистил и настраивал. Постоянно думал над усовершенствованием инструмента. Его "Хорошо темперированный клавир " впоследствии стал энциклопедией фортепианного искусства, которую изучали Моцарт и Бетховен, Лист и Мендельсон, Шуман и Шопен.

... Принц Леопольд собирался жениться. Это событие, казалось, не имело к Баху никакого отношения. Однако, как оказалось, принцесса не любила музыку и смогла так повлиять на свою половину, что принц заметно охладел к ранее любимому искусству, а следовательно, и к своему капельмейстеру.

Снова встал вопрос поиска работы. Бах ездил то в Гамбург, то назад до Кетена, то до Лейпцига. Но везде местные чиновники пытались избавиться от этого непокорного лица. В конце концов Бах остался в Лейпциге.

Разве ж могли знать тогда местные чиновники, что именно этот своенравный кантор навеки прославит и город, и старую Томаскирхе? Между тем, несмотря на многочисленные жизненные невзгоды, Бах создал там лучшие творения: кантаты, оратории, высокую мессу.

Много времени он отдавал руководству коллегией музыки – любительскому обществу, в состав которого входили студенты лейпцигского университета. Для концертов коллегии он писал свои знаменитые кантаты. В Частности, «Кофейную".

К сожалению, один из последних циклов - "Искусство фуги" композитор уже не мог записывать сам: глаза, которые он не берег с детства, отказались ему служить. Бах ослеп. Две операции успеха не имели. А потом случилось чудо: 18 июня 1750 года он внезапно прозрел. В последний раз увидел родные лица, сияющее голубизной летнее небо, пышные крона деревьев. Через 10 дней великого музыканта не стало.

Некоторое время его имя затмевали сыновья. Лишь с 1829 года, после того, как под управлением Феликса Мендельсона-Бартольди были исполнены «Страсти по Матфею», интерес к музыке Баха начал набирать силу, слава его вновь стремительно росла. И вот уже практически два века он остается одним из любимых и наиболее исполняемых композиторов нашего времени. А значит, музыкант не умер, он просто отошел в вечность.

Творчество

Как-то в Дрезден приехал органист Маршан, который, как говорили, затмевает собой всех немецких музыкантов. Чтобы проверить это, решили устроить соревнование между Маршаном и Бахом, о котором тоже говорили, что он непревзойденный. Накануне соревнования провели репетицию для небольшого круга лиц. Маршан заиграл великолепную французскую арию, украшая ее собственными вариациями. Когда пришла очередь Баха, он вдруг начал играть ту самую арию, и хотя слышал ее впервые, повторил все украшения француза, а затем перешел к своим собственным вариациям, которые были значительно лучше. Когда же через несколько дней наступило время назначенных соревнований, оказалось, что француз сбежал из города, даже не попрощавшись.

Бах написал более 1000 музыкальных произведений, как духовных, так и светских, большая часть из которых, к сожалению, была утеряна.

Среди духовной музыки сохранились «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», "Иисус - блаженство ожидаемое человечеством" и "К престолу Твоему подступаю", в которых изящно раскрыты темы страдания и скорби, размышления над вечным. Все, что может почувствовать вдохновенный поэт, над чем может размышлять мыслитель и философ, содержится во всеобъемлющем искусстве Баха.

В ощущении гармонии с Бахом не мог сравниться ни один из смертных. Возможно поэтому он совершенно не мог терпеть незавершенных аккордов... Обрывки музыкальной фразы терзали слух гения, и, по свидетельству современников, не было более верного способа вывести его из себя. Как-то Бах вошел в какое-то общество, где играл очень посредственный любитель. Увидев великого композитора, тот настолько растерялся, что вскочил, прервав игру и, на свою беду, остановился на диссонирующем аккорде. Ни с кем не здороваясь, не обращая ни малейшего внимания на напуганного исполнителя, разгневанный Бах бросился к инструменту... Даже не присев, он довел проклятый аккорд до должного конца. Перевел дыхание, поправил парик и пошел здороваться с хозяином.

Похожая история повторилась с одним из его сыновей. Бах традиционно засыпал под музыкальные упражнения своих детей. Как-то парень, услышав сопение отца, мигом исчез, прервав аккорд. Бах немедленно проснулся, рывком сбросил одеяло, в кромешной темноте, натыкаясь на мебель и набивая синяки, пробрался к инструменту и завершил аккорд. Только после этого вернулся к кровати и спокойно уснул.

Для Иоганна Себастьяна Баха мир и спокойствие наступали тогда, когда он, его супруга и их десять детей спускались в музыкальный салон, под который был отведен первый этаж их дома. Там дети садились за шесть клавишных инструментов или принялись настраивать еще десяток духовых или струнных. А сильное сопрано жены перекрывало звучание всех этих инструментов. Для Себастьяна славить Бога таким образом вместе со своей семьей было высшим блаженством, какое только возможно.

С годами зрение Баха становилось все хуже. Сказалось его давнее тайное ночное переписывание нотной тетради. В конце концов музыкант совсем ослеп. Композитор продолжал сочинять произведения - их записывал под диктовку его сын. За 10 дней до смерти Себастьян прозрел, а затем неожиданно умер.

Жена Баха остаток своей жизни провела в приюте для бедных, дочь Регина едва сводила концы с концами. В конце жизни ей помогал Людвиг ван Бетховен.

Странно, но с уходом автора в небытие его произведения быстро вышли из моды. Творчество Баха, почти неизвестное при жизни, надолго было забыто после его смерти. Слава прошла, а интерес к Иоганну Себастьяну возобновился лишь в 1820-х годах, зато больше не утихал. Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, письма музыка Баха стала постепенно завоевывать мир.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке. Педагогические произведения Баха используются по назначению до сих пор, на них растут и гармонично совершенствуются целые поколения музыкантов.

Представить сейчас культурное пространство человечества без вечной музыки Баха просто невозможно. Время и изысканный вкус дали ей надлежащую оценку, назвав «классикой», - бессмертной, как сам Творец, гимном которому она и была.

Интересные факты из жизни

Представляя фигуру И. С. Баха, в мыслях возникает образ величественного патриарха музыки... Такой себе музыкальный эталон немецкого совершенства и качества. Однако, нужно “спуститься на землю” и полистать земные страницы жизни композитора, которые содержат действительно интересные и неожиданные факты!

1. В Тюрингии (центральная Германия) существовал многочисленный род Бахов, который славился своей музыкальностью. Бахи были придворными музыкантами, капельмейстерами, органистами... Чуть ли не каждого музыканта по привычке называли Бахом и каждого Баха – музыкантом. А вот основатель династии – Фейт Бах, живший в XVI в., был пекарем, но очень любил музыку

2. Бах при жизни много путешествовал по Германии, работая в разных городах, а также учась у известных органистов своего времени – Букстегуде и Рейнкена.

3. Однажды городской совет г. Арнштадт уволил Баха с должности органиста за следующие выходки:

  • самовольный долгий отпуск;

  • непозволительный импровизационный способ игры на органе во время службы;

  • музицирование с “чужой девицей” на органе.

Впоследствии “чужая девица Мария Барбара стала первой женой Баха.

4. От первого брака у Баха осталось 4 детей, и еще 13 (!!!) родила ему вторая жена – Анна Магдалена.

5. Бах любил переодеваться бедным школьным учителем, и зайдя в какую-то маленькую церковь, просил разрешения сыграть на органе. Часто прихожане убегали услышав его игру, потому что думали, что так в совершенстве может играть только.... переодетый дьявол.

6. В 1717 г. в Дрезден прибыл знаменитый французский клавесинист Маршан. Его считали лучшим клавесинистом, которому не было равных в Германии. Но Маршану решили устроить “музыкальную дуэль” с Бахом. Однако в день соревнования оказалось, что французский виртуоз ночью тайно покинул Дрезден, очевидно, испугавшись такого соперничества.

7. Любимое хобби композитора – карточные игры. Он их знал около 80.

8. Для подписи, Бах придумал себе музыкальную монограмму. Буквы его фамилии: b-a-c-h, трактовались как латинские названия нот b (си-бемоль) a (ля) c (до) h (Си). Вот как символически записал их, с помощью различных ключей:

монограмма Баха

Также, на эту мелодию си-бемоль-ля-до-си из “нот своей фамилии”, Бах написал фугу. Впоследствии эту музыкальную фразу использовали также Лист, Шуман, Шенберг, Пуленк, Веберн, Пярт, Шостакович.

9. Творчество Баха долгое время было забыто: ее затмила слава его сыновей, также композиторов. Заново открыл Баха для слушателей немецкий композитор Феликс Мендельсон, который, по легенде, найдя ноты пассионов Баха на кухне в прислуги.

“Нотная книжечка для Анны Магдалены Бах” (жены композитора, очевидно ее любимые произведения мужа):

Одно из произведений Баха со скрытой в мелодии монограммой B-A-C-H-симфония фа-минор (тогда симфониями называли то же что инвеция - небольшая полифоническая пьеса):