Интервалы в музыке: таблица с видами, описание, построение

В этом материале содержится максимально подробный интервал по теме "Интервалы в музыке", который может быть использован на уроках сольфеджио. Приведены таблицы с основными интервалам, как простыми так и составными.

Содержание

  1. Интервал в музыке - определение
  2. Названия и обозначение
  3. Таблица простых интервалов
  4. Интервалы больше октавы
  5. Обращение интервалов
  6. Энгармонизм интервалов
  7. Консонансы и диссонансы в музыке
  8. Таблица основных интервалов
  9. Интервалы на ступенях лада
  10. Устойчивые и неустойчивые интервалы

Что такое интервал в музыке? 

Интервалом зовется соотношение двух звуков по высоте, то есть когда один звук находится выше или ниже соседнего на определенное количество тонов. В музыкальных произведениях интервалы встречаются в двух формах:

  • мелодической форме (мелодический интервал), характерной для одноголосных произведений, где соседние звуки, которые образуют интервал, идут друг за другом последовательно в восходящем или нисходящем порядке 

мелодический интервал в музыке

Пример 1

  • гармонической форме ( гармонический интервал), характерной для двухголосных и многоголосных произведений, где оба звука, образующие интервал, звучат одновременно. Если ритмический рисунок обоих голосов совпадает, их можно записывать на одном штиле. 

гармонический интервал в музыке

Если ритмический рисунок обоих голосов неодинаков, их выписывают на разных нотных станах или на одном нотном стане, но штилями в противоположных направлениях (вниз и вверх). Вертикальное совпадение голосов по долям такта должно быть строго выдержано.

как писать интервалы на нотном стане

Итак, в многоголосных произведениях сочетаются обе формы записи интервалов, но в обеих формах всегда Нижний звук называется основой,  а верхний — вершиной интервала.

Названия и обозначение интервалов

Основных интервалов в октаве восемь — по числу основных звуков октавы, включая октавный звук.
Названия интервалов происходят от латинских названий соответствующих порядковых чисел и указывают на количество ступеней в данном интервале, начиная от его основы:

  • прима (первая ступень),
  • секунда (вторая),
  • терция (третья),
  • кварта (четвертая),
  • квинта (пятая),
  • секста (шестая),
  • септима (седьмая),
  • октава (восьмая).

В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:

  • прима — 1,
  • секунда — 2,
  • терция — 3,
  • кварта — 4,
  • квинта — 5,
  • секста — 6,
  • септима — 7,
  • октава — 8 .

В Примере 1 первые четыре интервала (до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-ми) - секунды, поскольку ре относительно до - второй звук, ми относительно ре — также второй звук и т. д. Пятый интервал ми — соль — терция (соль по ми — третий звук). Шестой интервал примера 1 - кварта (ре относительно
соль — четвертый звук) и далее ре — до — секунда, до — ля — терция, ля —соль - секунда.

Интервал прима представляет собой повторение того же самого звука и поэтому в мелодической форме означает первый звук, а в гармонической — одновременное звучание двух звуков одной высоты. Этот интервал еще называют унисоном.

прима или унисон

В музыкальной практике унисоном называют также одновременное исполнение той же мелодии несколькими одинаковыми голосами (сопрано, альтами, тенорами, басами) или несколькими одинаковыми инструментами (в одной октаве), например унисон скрипачей, домристов, виолончелистов и т. др.

Каждый интервал можно построить от любого звука октавы.

На рисунке ниже вы видите пример построения интервалов от звука до первой октавы вверх. И построение интервалов от звука до второй октавы вниз:

построение всех интервалов от звука до

Интервалы обозначены цифрами, как описано выше: 1 - прима, 2 - секунда, 3- терция и т.д.

При одновременном звучании интервалов ноты следует писать одну над другой. Лишь при записи секунды и примы ноты стоят рядом, а штиль, если он есть, - между ними.

пример записи интервалов на нотном стане

Виды интервалов. Таблица простых интервалов

При одинаковом названии и количестве ступеней интервал может содержать различное количество тонов. Проследим за этим явлением в музыкальных примерах (2,3).

таблица интервалов

В этих отрывках встречаются разные интервалы: примы, секунды, терции, кварты, квинты, сексты. Но если сравнить две терции в первых двух тактах обоих примеров (ля — до и до — ми примера 2 и ми — соль и фа —ля примера 3) и сосчитать количество тонов в каждой из терций, окажется,
что они разные: в примере 2 терция ля — до имеет полтора, а терция до —ми — два тона; в примере 3 терция ми — соль также имеет полтора, а терция фа — ля — два тона.

Если мелодия движется вниз, имеем три секунды: первая из них имеет полтона, вторая и третья — по тону. Сексты Ми - к первому такту и фа —ре второго в примере 3 имеют: первая — четыре тона, вторая — четыре с половиной тона. Кварты Ми — ля в первом такте и соль - до в шестом
примера 2 и фа — си в третьем такте примера 3 имеют: первые две — по два с половиной тона, а третья — три тона и т. д. Итак, оказывается, что одинаковые интервалы могут иметь разное количество тонов, то есть принадлежать к разным видам того же интервала.

Таблица  наиболее употребляемых интервалов "Простые интервалы"

Название Вид Условное обозначение Количество тонов Пример
Прима (унисон) чистая ч. 1
 
0 чистая прима - таблица
Секунда
 

малая

большая

м. 2
 

б.2

0.5

1

малая секунда и большая секунда
Терция

малая

большая

м.3

б.3

1,5

2

интервал малая и большая терции
Кварта

чистая

увеличенная

(тритон)

ч.4

 

ув. 4

2,5

 

3

чистая и увеличенная кварта
Квинта

чистая

уменьшенная

(тритон)

ч. 5

 

ум.5

3,5

 

3

чистая и уменьшенная квинты
Секста

малая

большая

м.6

б.6

4

4,5

секста малая и большая
Септима

малая

большая

м. 7

б.7

5

5,5

септима большая и малая
Октава Чистая ч.8 6 чистая октава

Внимание! Увеличенная кварта и уменьшенная квинта имеют общее название - тритон, которое происходит от количества тонов (три тона).

По количеству тонов интервалы делятся на:

  • малые и большие (секунды, терции, сексты, септимы)
  • чистые (примы, кварты, квинты и октавы).

Каждый из этих интервалов можно уменьшать или увеличивать на полтона или тон, изменять количество тонов в интервале, то есть менять вид интервала, не уменьшая количества ступеней (не меняя названия интервала).

В результате образуются новые виды интервалов: уменьшенные (уменьшенная квинта, уменьшенная септима) или увеличенные (увеличенная кварта, увеличенная секунда).

Виды интервалов условно обозначаются первыми буквами слов:

  • м. —малые,
  • б. — большие,
  • ч. — чистые,
  • ум. — уменьшенные,
  • б. - увеличенные.

Например, в сочетании с названием интервала, малая терция обозначается так: м. 3.

Если увеличить большую секунду на полтона, получим увеличенную секунду (ув. 2 ) — интервал, характерный для гармонического минорного строя. Образуется увеличенная секунда между ступенями VI и VII, благодаря повышению VII степени на полтона. Количество тонов в увеличенной
секунде - полтора.

Каждый интервал может быть увеличенным или уменьшенным. Из малых интервалов образуются большие, увеличенные или уменьшенные; большие превращаются в увеличенные, малые или уменьшенные, а чистые интервалы становятся увеличенными или уменьшенными.

Например, чтобы уменьшить большую терцию до — ми, снижают звук ми на полтона, а до оставляют без изменения или, наоборот, до повышают на полтона, а ми оставляют без изменения. В обоих случаях имеем малую терцию (м. 3)

m-3

Чтобы увеличить, например, чистую кварту ми — ля, повышают звук ля на полтона, а ми оставляют без изменения или снижают звук Ми, оставив ля без изменения. В обоих случаях имеем увеличенную кварту (тритон).

ув. 4

Таким же образом, повышая или понижая звуки в интервале, можно уменьшать или увеличивать все остальные интервалы. В нотах это делают с помощью диезов, бемолей или бекаров, которые ставят перед соответствующей нотой.

Интервалы больше октавы

Кроме приведенных простых интервалов в пределах октавы в музыке применяют интервалы, превышающие октаву, так называемые составные интервалы. По количеству ступеней они называются:

  • нона (9 ступеней),
  • Децима (10),
  • ундецима (11)
  • Дуодецима (12)
  • терцдецима (13)
  • квартдецима (14)
  • квинтдецима (15)

Состоит такой интервал из двух простых, то есть — чистой октавы с добавлением секунды, терции, кварты и т. д. Согласно виду интервала, что добавляется к чистой октаве, каждый сложный интервал может быть малым, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

составные интервалы

Обращение интервалов

Обращением называется перемещение основы интервала на октаву выше или его вершины на октаву ниже. Новый интервал в сумме с первым всегда составляет чистую октаву. Образуются четыре пары взаимообращенных интервалов: прима вращается на октаву, октава - на приму, секунда - на септиму, септима - на секунду, терция - на сексту, секста —на терцию, кварта — на квинту, квинта — на кварту. Кроме того, большие интервалы превращаются в малые, малые - в большие, а чистые остаются чистыми.

обращение интервалов

Обращение сложных интервалов происходит иначе. Перемещаются уже оба звука: основа — на октаву выше, а вершина — на октаву ниже. Новый интервал является обращением простого интервала, добавляемого к октаве. Вид сложных интервалов меняется так же, как и простых.

Энгармонизм интервалов

Некоторые интервалы с разным количеством ступеней (например, увеличенная секунда и малая терция, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т.д. имеют одинаковое количество тонов. Такие интервалы, если их взять изолированно, на слух не отличаются друг от друга, ибо их звучание совпадает.

Одинаковое звучание при разной записи интервалов и одинаковом количестве тонов называется энгармонизмом интервалом, а интервалы по-разному записанные, но одинаковые по звучанию и с одинаковым количеством тонов, называются енаргомично равными.

примеры энаргомичных интервалов

Консонансы и диссонансы в музыке

Все виды интервалов делятся на две группы: консонансы и дисонансы, которые воспринимаются слухом по-разному. Понятие консонанс выработалось на основе акустических данных. Название в переводе с французского означает «слито», «благозвучно», «слаженно».

В самом деле, консонантные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, согласия и, взятые изолированно, не проявляют влечения к переходу в более спокойный, совершенный интервал. К консонансам относятся: чистые примы, квинты, октавы, малые и большие терции и  сексты. Из всех консонансов наиболее совершенными являются чистые примы, Квинты и октавы. Они так и называются совершенными консонансами. Большие и малые терции и сексты принадлежат к несовершенным консонансам.

Понятие дисонанс — противоположное. Это название в переводе с французского означает: «разнозвучный», «разноголосый». Диссонантные интервалы создают впечатление резких, беспокойных, неуживчивых и даже в изолированном звучании проявляют влечение к переходу в более спокойное, совершенное созвучие, которое в условиях определенного строя еще обостряется. Такое тяготение к переходу в консонанс называется решением диссонансов. К диссонансам относятся малые и большие секунды, септимы и все увеличенные или уменьшенные интервалы.

Чистая кварта имеет двойной характер. Как отдельный, взятый изолированно интервал, акустически она считается консонансом, по характеру звучания — диссонансом. Если кварта лежит в основе аккорда (например, квартсекстакорда), она считается диссонансом и нуждается в дальнейшем разрешении в консонанс.

К группе консонансов относятся также мажорные и минорные трезвучия, а к группе диссонансов — увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.

Народная и реалистическая профессиональная музыка основывается на взаимодействии консонантных и диссонантных созвучий и сочетаний. Диссонантные сочетания в определенном окружении консонансов обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но преувеличений ни в ту, ни в другую сторону не должно быть. Гармоническая речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их применение раздражает слух, мешает восприятию музыки и может привести к формалистическим извращениям. Не следует также
и избегать диссонантных сочетаний. В разумном и логическом количестве они необходимы.

С учетом всего выше сказано предлагаем изучить еще одну таблицу, на этот раз уже со всеми основными музыкальными интервалами. 

Таблица основных музыкальных интервалов

Консонанс

Название интервала

Количество полутонов

Символ

Символ (en)

пример

Прима чистая

0

1

P1

c-c

Кварта чистая

5

4

P4

c-f

Квинта чистая

7

5

P5

c-g

октава

12

8

P8

c-c1

Консонанс

Название интервала

Количество полутонов

Символ

Символ (en)

пример

терция малая

3

3>

м3

c-d#

большая терция

4

3

M3

c-e

секста малая

8

6>

m6

c-g#

секста большая

9

6

M6

c-a

малая децима

15

10>

m10

c-d1#

большая децима

16

10

M10

c-e1

терцдецима малая

20

13>

m13

c-g1#

терцдецима большая

21 год

13

M13

c-a1

Название интервала

Количество полутонов

Символ

Символ (en)

пример

секунда малая

1

2>

m2

c-c#

секунда большая

2

2

M2

c-d

терция малая

3

3>

м3

c-d #

тритон

6

 

TT

c-f #

септима малая

10

7

m7

c-b

септима большая

11

7 <

M7

c-h

нона малая

13

9>

m9

c-c 1 #

нона большая

14

9

M9

c-d 1

Ундецима чистяа

17

11

P11

с-р 1

октава и тритон

18

 

A11

c-f 1 #

дуодецима чистая

19

12

P12

c-g 1

малая квартдецима

22

14

m14

c-b 1

кватрдецима большая

23

14 <

M14

c-h1

Интервалы на ступенях лада

На каждой ступени лада можно построить любой из известных интервалов. Порядок и размещение их на ступенях гаммы устойчиво для каждого из ладов независимо от изменения тональности — высотного положения строя.
Рассмотрим размещение интервалов на ступенях натурального мажора и гармонического минора.

Натуральный мажор

Секунды: малые-на III и V II ступенях (две), большие-на I, II, IV, V, V I ступенях (пять).
Терции: малые— на II, III, VI, V II ступенях (четыре), большие-на I, IV, V ступенях (три).
Кварты: на всех ступенях — чистые, кроме IV, на котором кварта увеличена.
Квинты: на всех ступенях — чистые, кроме V II, на котором квинта уменьшена.
Сексты: малые-на III, VI, V II ступенях (три), большие-на I, II, IV, V ступенях (четыре).
Септимы: Малые-на II, III, V, VI, V II ступенях (пять), большие —на I и IV ступенях (две).
Примы и октавы : на всех ступенях — чистые

Таблица интервалов - натуральный мажор и минор

таблица интервалов

интервалы натуральный мажор

Гармонический минор

Секунды: малые-на II, V, V II ступенях (три), большие-на I, III,IV ступенях (три), увеличенная — на VI ступени (одна).
Терции: малые-на I, II, IV, V II ступенях (четыре), большие - на III, V, VI ступенях (три).
Кварты : чистые — на I, II, III, V ступенях (четыре), увеличенные— на IV и VI ступенях (две), уменьшенная — на V II ступени (одна).
Квинты : чистые — на I, IV, V, VI ступенях (четыре), уменьшены — на II и V II ступенях (две), увеличенная — на III ступени (одна).
Сексты: малые-на I, V, V II ступенях (три), большие-на II, III, IV, VI ступенях (четыре).
Септимы : малые — на II, IV, V ступенях (три), большие — на I, III, VI ступенях (три), уменьшенная — на V II ступени (одна).
Примы и октавы : на всех ступенях — чистые

минор

Например, надо определить, в каких ладах и тональностях есть увеличенная кварта ми — ля-диез. Зная, что этот интервал находится на IV ступени натурального мажора и на IV и V I ступенях гармонического минора, определяем, что это будет в Си мажоре (на IV ступени), си миноре гармоническом (на IV ступени) и соль-диез миноре гармоническом (на VI ступени). Малая секунда соль — ля-бемоль является: в Ми-бемоль мажоре (на III ступени), в Лябемоль мажоре (на V II степени), в фа миноре гармоническом (на II ступени) , в до миноре гармоническом (на V ступени) и в ля-бемоль миноре гармоническом (на V II степени) и т. д.

Устойчивые и неустойчивые интервалы

В зависимости от того, какие ступени строя образуют интервал, он является устойчивым или неустойчивым.

Диссонирующие интервалы всегда неустойчивы и, как правило, нуждаются в разрешении в устойчивый консонанс.

Устойчивость и неустойчивость консонансов определяется лишь в пределах любого строя. Отдельно, изолированно определить устойчивость такого интервала трудно. Следовательно, устойчивым интервалом в пределах строя считается тот, оба звука которого являются устойчивыми звуками строя, то есть входящими в состав тонического трезвучия.

Например, в До мажоре в пределах октавы это: большая терция на 1 ступени, малая терция на III ступени, чистая кварта на V, чистая квинта на И, имела исекста на III, большая секста на V и чистые октавы на I, III и V ступенях.