Игорь Федорович Стравинский - биография и творчество

Игорь Федорович Стравинский – самая противоречивая и авангардная личность в музыкальной культуре ХХ века. Его самобытное творчество не укладывается в рамки какой-то определенной модели, в нем неожиданно сочетаются различные направления, за что современники называли композитора „человеком тысячи одного стиля”. Он чутко воспринимал изменения, которые происходили в обществе и старался жить в соответствии со своим временем.

Отец композитора, Федор Игнатьевич Стравинский (1842-1902 гг.), выдающийся оперный певец украинско-польского происхождения, учился в Нежинском лицее, позже окончил Петербургскую консерваторию. 

Карьеру певца Федор Игнатьевич начал в Киевской опере, а с 1876 года был солистом императорского Мариинского театра в Петербурге. Кроме оперных партий, в репертуаре певца было много украинских народных песен. Его жена, киевская пианистка Анна Кирилловна Холодовскоая (1854-1939 гг.), аккомпанировала мужу во время концертов. Среди петербургских друзей семьи были М. Римский-Корсаков, А. Лядов, И. Репин и другие выдающиеся деятели русской культуры.

Игорь Стравинский родился в пригороде Петербурга. В этом городе, а летом в местечке Устилуг на Волыни, где находился семейный особняк, прошли первые годы его жизни. По желанию отца будущий композитор учился на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно брал уроки композиции и инструментовки у Н.А. Римского-Корсакова а также, по его рекомендации, уроки гармонии у композитора и преподавателя консерватории Федора Степановича Якименко (1876-1945 гг.).

Творческий путь Стравинского можно условно разделить на три периода. Первый из них связан с разработкой отечественной тематики и с сотрудничеством композитора с Дягилевым. Для „Русских сезонов” труппы Дягилева в Париже были написаны балеты „Жар-птица”, „Петрушка” и „Весна священная”. В дальнейшем балет стал ведущим жанром в творчестве композитора. С этого времени и до конца жизни Стравинский жил преимущественно за границей – в Швейцарии, Франции, Соединенных Штатах, а к началу Первой мировой войны в летние месяцы приезжал в Устилуг, который он называл „райским уголком для творчества” и где по его собственным проектом в 1907 году было построено здание.

Музыку этих балетов и некоторых других произведений Стравинский писал преимущественно в Устилуге. В музыке первых двух балетов заметное влияние Римского-Корсакова и импрессионистов, их объединяет использование песенных и танцевальных тем разных народов.

Балет „Весна священная”, который сейчас считается одним из самых значительных произведений своего времени, поначалу вызвал крайне негативную реакцию слушателей. Музыка балета, который имеет подзаголовок „Картины языческой Руси”, основанная на коротких архаичных поспевках. Известно, что на Волыни композитор собирал фольклорный материал, записывая старинные народные песни, которые потом повлияли на музыкальный язык этого балета. Позже Игорь Стравинский писал: «Если некоторые из этих вещей (музыкальных произведений) звучат как настоящая народная музыка, то, вероятно, в силу моей способности к подражанию, которая смогла воссоздать некоторые мои подсознательные „народные воспоминания”».

Начало периода неоклассицизма в творчестве Стравинского открывает работа над балетом „Пульчинелла”, в котором использованы традиции итальянской музыки, в частности темы композитора XVIII века Дж.Б. Перголези. 

Новаторская опера-оратория „Царь Эдип” – пример обращения к античной тематике. На тексты библейских псалмов царя Давида была написана „Симфония псалмов” для хора и оркестра, которую считают лучшим духовным произведением композитора. В целом период неоклассицизма в творческой жизни Стравинского длился около тридцати лет.

Третий период начинается с 50-х годов ХХ века. В это время композитор неожиданно обратился к додекафонии, которую ранее подвергал критике. В некоторых произведениях композитора последних лет жизни использована серийная техника.

В творчестве Стравинского музыка представляет собой целостное искусство, которое не разделено на времена, стили и национальные традиции. В ней воплощены все влияния мировой музыкальной культуры – от классики до джаза. Несмотря на многообразие стилей и направлений, многочисленные эксперименты с формами и жанрами, во всех его произведениях заметен яркий и своеобразный творческий почерк композитора. Его музыка, которую современники зачастую не понимали и осуждали, а в Советском Союзе долгое время вообще запрещали, сегодня признана эталоном авангардного искусства.

Игорь Федорович сам писал: „Во мне есть часть украинской крови, чем я очень горжусь”. Он был горд своим казацким родом, рассказывал, что его отец изображен на картине И. Репина „Запорожцы”. Сейчас в доме композитора в Устилуге находится музыкальная школа, где на первом этаже с 1990 года размещается первый в мире музей композитора, а с 1994 года существует традиция проведения музыкальных фестивалей его имени. Имя. Ф. Стравинского также носит Волынский колледж культуры и искусств.

Биография и творчество Стравинского кратко:

Игорь Стравинский считается одним из самых гениальных композиторов и дирижеров. 2002-й год ЮНЕСКО объявила Годом Стравинского, и его 120-летие отмечалось во всем мире. В США, куда Стравинский эмигрировал, его называют композитором номер один.

Он же с благодарностью и любовью всегда вспоминал городок Устилуг на Волыни, где вдохновенно и
счастливо творил…

Родился Игорь Стравинский в г. Ораниенбаум (ныне Ломоносов в составе Санкт-Петербурга), в семье певца Мариинского театра Федора Стравинского и пианистки-аккомпаниаторши Анны Холодовской из старинного рода Сулим. Сам композитор писал: "Наша фамилия была Сулима-Стравински, однако когда Россия аннексировала часть Польши, то» Сулима по какой-то причине было исключено из нашей фамилии".

Отец будущего композитора собирал украинские книги, в частности – издание «Кобзаря»; в его доме были портреты Тараса Шевченко, иллюстрации к Шевченковским произведениям, картины с украинскими пейзажами. Интересная деталь: именно Федор Стравинский позировал Илье Репину, когда тот творил свою известную картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — как «есаул». 

Музыкой, в частности игрой на фортепиано, Игорь начал заниматься с 9 лет. Первые уроки дал ему Федор Якименко, композитор и педагог, родной брат известного композитора Якова Степного.

1900 г. И. Стравинский окончил гимназию Я. Гуревича и за по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Одновременно брал уроки композиции у Н. Римского-Корсакова. Первое произведение Стравинского-вокальная сюита "Фавн и пастушка" на слова А. Пушкина (1906 г.)

В 1909г., после премьеры «фантастического скерцо», Стравинский получил от С. Дягилева заказ на балеты, премьеры которых состоялись в Париже и сразу принесли композитору мировую славу. Это были «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

1906 г. Игорь Стравинский женился на Екатерине Носенко и с тех пор преимущественно жил в ее имении в Устилуге, время от времени выезжая в Швейцарию, где жена лечилась.

Композитор записывал украинские народные песни, мотивы которых позже будут учиться во многих его произведениях...

С 1914 г. Стравинский живет в Швейцарии и Франции. 1939 г. в течение нескольких месяцев претерпевает ряд невосполнимых потерь: умирают старшая дочь, жена, мать. Стремясь изменить
места, связанные с тяжелым горем, принимает предложение Гарвардского университета читать курс лекций, которые были впоследствии изданы под названием "Музыкальная поэтика".

Постепенно из музыки Стравинского исчезают национальные мотивы, все ярче проступают элементы классицизма.

С 1925 г. Стравинский активно занимается дирижерской деятельностью.

Поздний период творчества композитора связан преимущественно с религиозной тематикой: «Священное песнопение», «Потоп», «Авраам и Исаак», «Заупокойные песнопения» и другие произведения. Вершина творчества Стравинского – «Реквием» (1966 г.).

Осенью 1962-го Игорь Стравинский впервые за 48 лет посетил Москву и Ленинград. В возможности наведаться в родной Устилуг московские власти ему отказали…

Умер И. Ф. Стравинский 6 апреля 1971 г. в Нью-Йорке (США), похоронен в Венеции (Италия), на кладбище, что расположенп на острове Сан-Микеле, рядом с могилой Сергея Дягилева.

Стравинский — автор 4-х опер («Соловей», «Мавра», «Царь Эдип», «Похождения повесы»); 14-ти
балетов; многочисленных произведений для симфонического и камерного оркестров, для фортепиано, хора, вокальных произведений.

За границей вышли печатью его "Хроника моей жизни", 6 книг диалогов с американским дирижером Р. Крафтом, "Беседы с Игорем Стравинским", "Мемуары и комментарии" и прочие.

В июне 1994 в г. Устилуг открыт Дом-музей Стравинского. На Волыни проходят фестивали «Стравинский и Украина».