Дмитрий Шостакович - биография и творчество (кратко)

Родился Д. Д. Шостакович 25 сентября 1906 года в Петербурге, в семье инженера - химика. Мать композитора была пианисткой, отец хорошо пел. В доме Шостаковичей часто устраивали любительские музыкальные вечера. Именно музыкальная атмосфера детства, как признался сам композитор, сыграла важную роль в формировании его творческого сознания.

Дмитрий был назван в честь отца. Сначала родители хотели назвать мальчика Ярославом. Однако священник, который крестил будущего композитора, предложил выбрать имя "Дмитрий". Что интересно, если написать инициалы Шостакович Дмитрий Дмитриевич на латыни - D. D. Sch.— и заиграть нотами,
то зазвучит яркий мелодичный оборот: ре–ре–ми-бемоль–до–си, который композитор использовал в своих произведениях.

Маленькому Дмитрию очень нравилось слушать музыку, но заниматься ею не было желания. Только когда ему исполнилось девять лет, по обычаю, который в семье внедрила мать, он начал учиться игре на фортепиано. До тех пор Дмитрий не подходил к инструменту. Обучение шло очень хорошо; он достигал больших успехов, которые вдохновляли мальчика на большее — на создание музыки. Темы для детских произведений Шостакович черпал из жизни, а то было непростое время: революция, Первая мировая война ... так появились пьесы "Солдат", "Траурный марш памяти жертв революции", " Гимн свободе " и т. Жаль, что эти произведения не сохранились - композитор сжег все свои ранние композиции, когда его охватил творческий кризис.

После фортепианных уроков под руководством моей матери Дмитрий три года учился в музыкальной школе Игнатия Гляссера. В то время это была очень популярная школа. Там он играл Сонаты Вольфганга Амадея Моцарта, Йозефа Гайдна, учил фуги Иоганна Себастьяна Баха. На одном из концертов сыграл половину «Детского альбома» Петра Чайковского. Параллельно Дмитрий продолжал писать музыку, однако большого восторга у учителей его творчество не вызвало.

После школы Дмитрий сразу поступил в консерваторию. Тогда ему было всего 13 лет! Кстати, с поступлением связана интересная история. Родители Дмитрия решили показать его известному пианисту Александру Зилоти. Им было интересно услышать его мнение о том, как он играет, есть ли у него
музыкальный талант. Поэтому будущего великого композитора привели к маэстро, посадили за инструмент, и он начал играть. Молодой Шостакович очень волновался, ведь от мнения Зилоти зависело, будет ли онучиться в консерватории. Когда Дмитрий закончил игру, Зилотти встал и сказал, что у него нет никаких музыкальных способностей и что он никогда не станет музыкантом. После этих слов Шостакович проплакал целую ночь. Лишь бы хоть как-то
помочь его горю, родители решили показать Дмитрия известному композитору, ректору консерватории Александру Глазунову. И его игра очень понравилась Александру Константиновичу! Он уверенно посоветовал родителям отдать сына на учебу в консерватории не только фортепиано, но и композиции.

В консерватории Дмитрию было невероятно интересно. Он учился вдохновенно, с большим увлечением. Слушал много разнообразной музыки, старался не пропустить ни одного концерта, всегда интересовался чем-то новым и необычным. Однако время было непростое. В консерватории часто было холодно - ее не отапливали. Все плохо питались, семья жила очень бедно. Поэтому в консерватории ради Дмитрия родители начали ходатайство о специальной стипендии, поскольку из-за плохого питания он стал очень хилым ... да, было сложно. Но все кончилось хорошо.

Самым важным событием для Дмитрия как для композитора было премьерное исполнение первой симфонии. Оно состоялось 12 мая 1926 года в зале
Ленинградской филармонии. Ему было всего девятнадцать лет! Дмитрий очень волновался, но зря: симфония имела у публики бешеный успех, Шостакович пять раз выходил на поклон. После этой творческой победе он удостоверился, что должен посвятить себя именно созданию музыки.
Благодаря этой симфонии Шостакович преодолел творческий кризис. Можно сказать, что на следующий день после премьеры он проснулся знаменитостью. Первая симфония Шостаковича была исполнена также в Берлине, и тамошняя публика хорошо ее восприняла.

Поговорим более подробно о творчестве Дмитрия Дмитриевича. 

Творчество Шостаковича

Творчество Д. Шостаковича - одна из вершин музыкального искусства ХХ века. Произведения композитора - это настоящее выражение внутренней человеческой драмы, они имеют огромное значение для музыки всего мира. Шостакович, бесспорно, был и остается выдающимся композитором своего времени.

Премьеры произведений композитора всегда были событием, вызвавшим горячий отклик публики и критики, нередко и дискуссии, связанные с разным пониманием произведения. Годы и десятилетия многое прояснили в творчестве Д. Шостаковича, но сущность этого явления, его значение и содержание, его историческая роль еще долго будут источником вдохновения для композиторов и исполнителей.

В 1919 году, после занятий музыкой дома и в частной школе, когда яркая одаренность музыканта была очевидной, Шостакович поступает в Петербургскую консерваторию. По совету Глазунова занятия в консерватории проводились сразу по двум специальностям: фортепиано (у профессора Л. Николаева) и композиции (у профессора М. Штейнберга). Консерваторские годы были временем напряженных занятий. Как пианист, Шостакович проявил яркую артистическую индивидуальность. Коспозиторська деятельность в этот период была продуктивной и разносторонней. Его дипломная работа – первая симфония, написанная в 1925 году, вызвала оживленный интерес как у музыкантов, так и у широкой аудитории.

В начале самостоятельного творческого пути поражают масштабы и интенсивность творчества Шостаковича. Он создает инструментальную музыку для театра и кино, симфонии (2-я, 3-я), однако преобладают жанры, связанные со словом, пластикой движения, со сценой – это оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», балеты «Болт», «Светлый ручей».

Большие достижения Д. Шостаковича и как исполнителя: в 1927 году он стал победителем первого международного конкурса им.Ф. Шопена в Варшаве. Как пианист, Шостакович выступал в разных городах, совершил он и концертное турне по Украине, выступав в Харькове, Киеве, Одессе.

В 1936 году творчество Д. Шостаковича зацепила сталинская «репрессивная машина». Вследствие несправедливо резкой критики прекратили свое сценическое существование опера «Леди Макбет» и балет «Светлый ручей». Это повлияло на дальнейшую судьбу музыканта. Одаренный композитор-драматург отошел от музыкально-сценических жанров, сосредоточившись на симфоническом, камерно-инструментальном и вокальном жанрах.

Творческий гений Д. Шостаковича нашел выражение в таких выдающихся произведениях 30 – х годов, как пятая и шестая симфонии, поэтическом первом квартете и одном из наиболее совершенных творений композитора - фортепианном квинтете.

В 1937 году расширяется сфера музыкальной деятельности Д. Шостаковича, он становится преподавателем, а впоследствии профессорам Ленинградской, а затем Московской консерватории.

Вторая Мировая война, июнь 1941 года застал Шостаковича в Ленинграде. В эти дни рождается замысел Седьмой симфонии, которая позже получила название «Ленинградской». Рождается и воплощается в музыку, чтобы навсегда остаться величественной музыкальной фреской - памятником мужественному подвигу жителям и защитникам города на Неве, которое пережило почти 3 года блокады и выстояло. Став документом истории, Седьмая симфония вызвала небывалый резонанс в целом мире. Впервые она прозвучала в Куйбышеве, а затем в Москве, Лондоне, в Нью-Йорке под дирижированием А. Тосканини и в блокадном Ленинграде 9 сентября 1942 года под руководством К. Элиасберга.

В 1943 году Американский институт искусств и литературы выбрал Д. Шостаковича своим почетным членом. Это стало началом всемирного признания и всемирной славы творчества композитора.

Интенсивность творчества Шостаковича в годы Второй мировой войны велика - это произведения с трагическим оттенком для фортепиано, второй струнный квартет и восьмая симфония.

Под конец 40-х годов творчество Шостаковича вступает в новый период своего развития, знаменуясь возвращение композитора к вокальным жанрам, к человеческому голосу, наиболее эмоционально-чувствительному, живописному «инструменту», в поэтических текстах, вызывающих «зрительные» музыкальные образы. В это время возникают большие хоровые и камерно-вокальные произведения, музыка к кинофильмам: «Овод», «встреча на Эльбе» и др.. В жанре фортепианной музыки 50 – х годов поднимается два симфонических монумента - это 10-я и 11-я симфонии.

Творчество Шостаковича 60-70-х годов протекает в разных руслах: это симфонии от 12-й до 15-й, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина», струнные квартеты, инструментальные концерты и вокальные произведения. Эти произведения характеризует странная гармония чувств, ясность формы, динамика ритма. Его музыкальная речь строга, она показывает жизнь без прикрас, это обращение художника-гуманиста к своим современникам через поэтическое слово Е. Евтушенко, М. Цветаевой, С. Черного, Микеланджело.

Творчество Д. Шостаковича широко известно во всем мире, он был избран (вслед за Американским институтом) почетным членом ряда иностранных академий и организаций.

Высокая гражданская позиция, присущая Шостаковичу, проявилась в его публичных выступлениях: на открытии Конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира (1949 год), на II Всемирном конгрессе сторонников мира в Варшаве (1952 год). В 1954 году Д. Шостаковичу была присуждена Международная премия мира.

Д. Шостакович часто бывал в Украине выступая, как исполнитель - пианист, а также, с авторскими концертами, после которых проводил творческие встречи со студентами и преподавателями музыкальных ВУЗов. 

9 августа 1975 года перестало биться сердце Д. Шостаковича, но остались его бессмертные произведения, произведения великой силы и отчаяния, наделенные языком нового музыкального звучания, могучим связывающим ритмом. Душа заряжается энергией его музыки, аккумулирует ее в себе, обновляется духовно. "И вот гений музыки опускает смычок на струны, заставляет звучать голос, рассыпает первую пригоршню звуков по клавишам фортепиано – и вы очарованы...», – вспоминала М. Шагинян о своих впечатлениях от концертов из произведений Д. Шостаковича.

Композитор(исполнитель)