Длительности нот в музыке

Для записи длительности звуков пользуются нотными знаками различных видов, каждый из которых имеет свое название.

Условно принято считать целую ноту (белый овал) знаком, которым записывают наиболее продолжительные звуки. Их отсчитывают четырьмя равными счетами: раз - два - три - четыре. Скорость счета изменяется в зависимости от общей скорости исполнения музыкального произведения, но соотношение между длительностями остается неизменным.

Звуки, вдвое короче, записывают половинными нотами (белый овал с палочкой).

Вдвое короче половинных — четвертные ноты (черный овал с палочкой).

Вдвое короче четвертных — восьмые (черный овал с палочкой и хвостиком), а вдвое короче восьмых — шестнадцатые ноты (черный овал с палочкой и двумя хвостиками) и т. д.

длительности нот

Длительность ноты показывает время звучания

Перерывы в звучании во время исполнения музыкального произведения называются паузами. Они сказываются на нотном состоянии условными знаками, которые имеют названия в соответствии с нотными знаками такой же длительности: целая пауза, половинная, четвертная пауза, восьмая, шестнадцатая,  и т. д.

обозначение длительности пауз

Целая пауза по длительности соответствует целой ноте, вдвое короче — половинной и т. д.

дерево пауз

Все ярусы этого дерева пауз имеют одинаковую длительность. На верху - целая пауза, под ней - половинные паузы, затем - четвертные, ниже длительности в восьмую и шестнадцатую доли.

Запись высоты звука

Высота звуков определяется с помощью условного знака, который называется ключом. Ключей несколько, но наиболее употребительными являются ключи соль (скрипичный) и фа (басовый). 

Ключ соль, или скрипичный, пишется в начале нотного стана так, чтобы его завиток охватывал вторую линию и помещался между первой и третьей линиями.

скрипичный ключ соль

Написанная на второй линии нотного состояния нота определяет звук соль первой октавы. До первой октавы записывается на первой дополнительной линии под нотным станом, а все остальные звуки этой октавы по их высоте размещаются так:

ноты первой октавы

Звуки второй, третьей и до четвертой октав записываются так:

Вторая октава:

ноты второй октавы

Третья октава:

ноты третьей октавы

В скрипичном ключе можно записать также несколько звуков малой октавы.

звуки малой октавы в скрипичном ключе
Весь звукоряд от ля субконтроктавы до звука до пятой (или ля четвертой) октавы принято делить на три примерно равные части, так называемые регистры: нижний, средний и верхний. Часть звукоряда, что записывается в скрипичном ключе, относится к среднему и верхнему регистру.

Ноты и паузы в точкой

Если надо записать звук, наполовину более длительный чем предыдущий, то рядом с соответствующим нотным знаком с правой стороны ставят точку, которая добавляет к ноте половину ее продолжительности. Отсчитывается такая длительность тремя или шестью равными счетами:

ноты с точкой

Пауза, рядом с которой стоит точка, также увеличивается на половину своей длительности:

пауза с точкой - длительность

соответствие нот с точкой паузам с точкой

Лига

Есть еще другой способ записи увеличения продолжительности: ноты, одинаковые по высоте, но разные по продолжительности, соединяют (связывают) скобкой, которая называется лигой. Она указывает, что продолжительность этого звука равна сумме длительностей залигированных нотных знаков. Этот способ применяется по большей части тогда, когда требуется такая длительность звука, которую невозможно записать с помощью точек.

лига

Лига ((фр. ligue, от лат. ligare — связывать) в музыкальной нотации — дугообразный знак, соединяющий несколько нот.

Знак употребляется в нескольких значениях:

  • Связное исполнение групп звуков разной высоты (см. Также легато). Английский термин — slur.
  • Удлинение звуков при объединении смежных нот одной высоты. Английский термин — tie.
  • В вокальных произведениях - соединение звуков, исполняемых на один слог текста

лига