Дэвид Коуп и Emily Howell - как компьютер научился сочинять музыку

Вам не приходилось встречать эту женщину? Слышали ли это имя раньше? Искали как выглядит эта таинственная незнакомка, какой род ее занятий и т.п? А судьба этой незнакомки со звучным именем довольно непростая, учитывая как наличие поклонников, так и шквал критики с момента ее выхода в свет.

Так кто, или, скорее, что она такое?

Истоки этого явления берут начало более чем 30 лет назад, когда довольно известный композитор из США Дэвид Коуп (David Cope) получает заказ написать оперу. Опера оказалась в итоге неудачной, что и привело в дальнейшем к продолжению творческих поисков Коупа на новой ниве – электронной. С тех пор страсть к компьютерным играм разочарованного композитора перерастает в достаточно серьезный проект, даже два проекта.

Женское имя и фамилия из заголовка – название программы второго поколения, и это означает, что у нее есть предшественница. Рождению Emily Howell предшествовало появление ее «старшей сестры» Emmi – программы - композитора! (Звучит, как в фильме жанра фэнтези, правда?) Впрочем, название искусственного интеллекта нового поколения вовсе не означало женское имя, а оказалось аббревиатурой английского словосочетания Experiments in Musical Intelligence. Именно так, потому EMI (или Emmi) начала творческий путь на основе солидной базы композиторов предыдущих эпох и самого ее творца Д. Коупа. Сам автор этого эксперимента описывает процессы, которые выполняются с помощью EMI, таким образом – она «расчленяет» произведение, находит в нем ключевые элементы музыкального языка и стиля и их снова по-новому комбинирует, пытаясь создать собственный композиторский почерк путем поиска так называемых паттернов – шаблонов, которые присутствуют в более ранних произведениях, и повторить их новым путем.

Вот как Emmy удалось "трактовать" музыку Баха:

Первый альбом EMI вышел в начале 2000-х в исполнении живых артистов. Много положительных отзывов эта программа получила из среды ученых, которые заявили о ее потенциале не только в сфере музыки. Что касается самих исполнителей, то, возможно, если не они сами, то их менеджеры наотрез отказались «озвучивать» в дальнейшем музыку, созданную искусственным интеллектом. Главным аргументом отказов в ее исполнении выступило отсутствие человеческого фактора, присутствующего при написании музыкальных произведений, а также боязнь навредить репутации самых известных исполнителей.

Если едва ли не главной функцией Эми стало возвращение к жизни старых работ в новом обличье, то уже с 2003 года начиная Д. Коупа перестает интересовать процесс создания исторических реплик на базе предыдущих произведений. Именно тогда и рождается Emily Howell. Такой подход повлек наполнение базы данных Emily не опусами других авторства композиторов, а произведениями, написанными ее «старшей сестрой» для предоставления младшей большей свободы и выработки собственного композиторского почерка. Emily, кроме способности перерабатывать произведения EMI, обладает способностью поддерживать обратную коммуникацию в связи с интересами и музыкальными предпочтениями ее слушателей. Происходит это с помощью подсказок композитора («Да» или «Нет») в момент рождения нового фрагмента музыки – сам Коуп выбирает, будет ли этот отрывок право на жизнь или нет.

Как бы странно это не звучало, но программа-композитор «рассказывает» о сотрудничестве между ней и Дэвидом, также намекая на то, что она творит прекрасное. Главным преимуществом Emily как творца -композитора притом остается ее абсолютное равнодушие к тому, слушают ли ее музыку, или нет (все-таки, это же искусственный интеллект).

Произведение Emily Howell - From Darkness (Свет из тьмы)

В художественной семье искусственных интеллектов недавно появился собрат Emily-программа-писатель Brutus. В творческом наследии Brutus'а есть несколько рассказов, но ему не удалось опередить успех Emily, произведения которой исполнялись и записывались живыми людьми.

Наибольший ажиотаж вокруг Emily зафиксирован в 2009-2010 гг. в опубликованных статьях таких всемирно известных изданий, как The Guardian и Telegraph. 

Но неизвестно, удастся ли заменить испытанную временем классику на музыку, созданную по сути роботом. Конечно, на первый взгляд свежесть и неординарность Emily Howell (которая как программа, несомненно, является произведением искусства, но не всегда понимает природу инструментов, для которых пишет) привлечет внимание разных людей, но дополнят ли ее произведения репертуар, например, рождественских праздников или традиционных новогодних концертов?

Сам Дэвид Коуп в дальнейшем горячо продолжает отстаивать право на существование своего детища, аргументируя тем, что это человек создал искусственный интеллект, но Emily как программа не способна интерпретировать, а лишь анализировать чужое творчество, а его композициям не хватает оригинальности, переживаний, эмоций и элемента непредсказуемости, которые испытывает слушатель на «живых», в буквальном смысле этого слова, концертах.