Что общего у математики и музыки?

На первый взгляд, кажется, что ничего общего здесь и не может быть. И ведь действительно – что может быть общего между строгой наукой, ключевым фактором которой является рациональное доказательство, и одним из высших проявлений искусства, лучшие произведения которого рождаются в порыве вдохновения и не подчиняются никаким логическим правилам и определению. Я потороплюсь доказать вам диаметрально - противоположное утверждение. Музыка и математика – сестры. 

Давайте обратимся к истории развития математики. На просторах интернета можно узнать, что ее делят на четыре этапа.

В первый период (примерно 6-5 века до нашей эры) математика еще не была дедуктивною наукой. Сформировались такие понятия, как целое число, площадь, объем, расстояние, рациональный дробь. Если коротко – накопление такого примитивного материала построил фундамент для арифметики и геометрии.

Второй период – именно тот, который нас и будет интересовать в контексте пересечения музыки и математики. В Древней Греции музыка прямо считалась частью математики, а еще точнее, разделом теории чисел.

Вы наверняка знакомы с Пифагором (нет, не лично). И да, это тот человек, которого проклинают все восьмиклассники, когда изучают его теорему. Каждый образованный человек, который интересуется математикой, знает и понимает, что труды Пифагора, Гиппократа, Эвклида и Архимеда стали катализаторами для утверждения математики, как самостоятельной науки со своеобразным, четко выраженным методом и системой основных понятий. Но спорим, что меньшинство образованных людей, знает, что Пифагор и музыка связаны довольно тесными и крепкими узами. Пифагор верил, что существует какой мере идеальная гармоничная музыка, которая способна бороться с человеческими недугами – врачевать как тело, так и душу. По древней легенде, однажды он прогуливался и услышал звуки молотов из кузницы ковали железо прислушавшись к ним, он понял, что их стук создает гармонию. Позже, проводя определенные исследования, Пифагор установил, что вариация звуков формируется только в зависимости от массы молотка. После этого, он, конечно, не остановился и смастерил “устройство” со струнами, ударяя по которым,вывел понятие октавы, и то, что ее соотношение равно 2: 1, открыл квинту и кварту. И в античной Греции, и в эпоху Возрождения гамму из восьми звуков называли Пифагоровой диатонической гаммой.

Пифагор уникальный в своих открытиях, и не совсем уникальный в сфере деятельности. Лейбниц, Декарт, Гольдбах и даже Бернулли посвящали свои труды изучению музыки.

Возможно, вы недавно женились? Если так, то примите мои поздравления. Ставлю свою голову на то, что вы знакомы с композицией «Канон ре мажор» Иоганна Пахельбеля – эту мелодию чаще всего выбирают для свадебных церемоний. Могу сделать предположение, что Пахельбель пользуется такой невероятной популярностью из-за структуры своего произведения – четко выраженная ритмическая тенденция попыток удовлетворяет нашу врожденную подсознательную потребность в математической повторяемости, ритмичности.

Существует даже анализ первого аккорда песни Битлз «A Hard day's Night»! Канадский профессор математики - Джейсон Браун, воспользовался математической операцией преобразования Фурье, чтобы разгадать тайну чрезвычайно загадочного звучания битловского аккорда.

Освоение любого инструмента дает большой фундамент для развития мощных математических навыков и пространственного мышления.