Антонио Вивальди - биография (кратко)

Антонио Лучио Вивальди (4 марта 1678 г. – 28 июля 1741 г.) — итальянский композитор, скрипач-виртуоз, священник, автор более чем сорока опер, кантат, ораторий, создатель жанра сольного инструментального концерта. Виртуозный скрипач и одновременно священнослужитель получил признание в свое время и остается одним из самых известных композиторов в истории.

Биографические данные

Антонио Вивальди родился в Венеции, которая в то время была мощным центром торговли и культурного обмена. Уже с детских лет он знал, что хочет пойти по пути своего отца, который служил музыкантом в католическом храме. Антонио с ранних лет учился играть на скрипке и уже с 1689 года подменял отца в служении.

Его отец, цирюльник и сам талантливый скрипач (кое-кто называл его виртуозом) записал его в оркестр капеллы Святого Марка, где он был ценимым виолончелистом.

С 1703 года Вивальди работал в консерватории при больнице милосердия «Оспедале делла Пьета», где воспитывались дети, лишенные родительской опеки. При монастыре мальчиков обучали торговому делу, а девочек музыке. Наиболее талантливые из них могли пополнить известный оркестр и хор Ospedale. Именно для этого хора Антонио Вивальди написал немало пьес. В этом же году Вивальди стал священником, скоро его прозвали Prete Rosso, «Красным священником», возможно, из-за его рыжих волос.

Скоро, в 1704 году, он получил разрешение не участвовать в служении Святой мессы из-за слабого здоровья (очевидно, он болел астмой) и стал учителем игры на скрипке в сиротском приюте для девочек Pio Ospedale della Piet " в Венеции. Вскоре после назначения сирот начали ценить и уважать даже за рубежом. Вивальди написал для них большинство своих концертов, кантат и духовной музыки.

В 1705 году издана первая сборка его работ (raccolta), и затем — многие другие. В сиротском доме он выполнял несколько различных обязанностей. Довольно часто путешествовал.

В 1713 году стал ответственным за музыкальную активность в заведении. Известно то, что большинство его произведений было открыто лишь в первой половине XX века в Турине и Генуе.

Музыка Вивальди инновационная, ломает устоявшиеся обычные схемы; он придал яркости формальной и ритмической структуре концерта, повторно ища гармоничные контрасты, и изобрел инновационные мелодии и темы.

Вивальди был способен создать неакадемической музыку, предназначенную для оценки широкой аудиторией, а не только интеллектуальным меньшинством. Популярность скоро сделала его известным в странах, таких как Франция, в то время очень закрытых со своими национальными традициями. Он считается одним из композиторов, начавших развивать музыку барокко к стилю импрессионизма. Вивальди также отмечают предвестником романтичных музыкантов. Концерты и арии Вивальди оказали глубокое влияние на Иоганна Себастиана Баха.

Бах переложил несколько концертов Вивальди для соло на клавиатуре, и несколько для оркестра, вместе с известными Concerto for Four Violins and Violoncello, Strings and Continuo (RV 580). Однако не все музыканты показали такой энтузиазм: Игорь Стравинский провокативно утверждал, что Вивальди написал не сотни концертов, а один концерт, повторённый сотни раз.

Личная жизнь

Считается, что несмотря на священнический сан, он часто попадал в любовные приключения, одно из которых — с певицей Анной Жиро. Подозревали, что он берет материал из старых венецианских опер лишь немного адаптируя его к голосу своей любовницы

Творчество

Свою внецерковные музыкальную карьеру Вивальди начал как оперный композитор. Он мог совмещать композиторскую и педагогическую деятельность и за довольно короткое время стать известным не только в Венеции, но и в других европейских странах.

Этому поспособствовала и привязанность к музыканту в кругах европейской знати. Вивальди приглашали выступать на приемах и праздниках, организованных французской монаршей семьей. Также композитор лично знал императора Карла VI, который восхищался талантом Вивальди и даже наградил его званием рыцаря. Композитор, в свою очередь, посвятил императору кантату”La Cetra"

Талант композитора с саном священника оценили в Ватикане. Вивальди был приглашен на аудиенцию с Папой Римским Бенедиктом ХІІІ, для которого исполнил отрывки из своих произведений.

Его самая известная работа-это серия концертов для скрипки, известная как "Четыре времени года". Среди сакральных партитур, написанных Вивальди, можно выделить “Gloria”, “Magnificat”, “Stabat Mater”, “Dixit Dominus.

В эпоху Нового времени люди искусства были тесно связаны с верой и церковью. Работы Вивальди демонстрируют беспрецедентное сочетание глубокой духовности и модерных тенденций своего времени и эти понятия невозможно разделить. К сожалению, в современном секуляризованном мире довольно редко можно услышать богодухновенную музыку за пределами церкви. Но иногда это случается, когда красота звучания музыкального произведения просто не дает оставить его без внимания. Остается лишь надеяться, что талантливые и призванные музыканты смогут принести новые и чистые тренды в мейнстримную музыкальную культуру.

Некоторые произведения А. Вивальди

Зима из цикла «Времена года
Весна 
Лето 
Осень 
Гроза»
Концерт "Ля минор" 
Соната для скрипки ре мажор